Новые правила

Виктория Тигипко об изобретениях, инвестициях и скорости ведения бизнеса в постиндустриальную эпоху

В индустриальную эпоху путь от бизнес-идеи до ее реализации растягивался на десятилетия. Патентная защита, нежелание идти на риск, инертность потребителей и рынка выстраивали особую модель поведения. Основа нынешней Нобелевской премии — динамит, который несмотря на очевидные преимущества, шел к потребителю более сорока лет. И получил широкую мировую известность только после значительных вливаний в этот бизнес средств, полученных семьей Нобеля от разработки нефтяных скважин в окрестностях Баку. Без этих денег, рекламы и продвижения путь растянулся бы еще на больший срок.

Со временем скорость внедрения технологий увеличивалась. До того момента, как радио стали пользоваться 50 млн. человек, прошло 38 лет. Для телевидения этот срок сократился до 13 лет.

Интернету, чтобы собрать 50 млн. подписчиков, потребовалось лишь около четырех лет. А социальная сеть Facebook набрала 50-миллионную аудиторию всего за два года.

На самом деле между двумя первыми и двумя последними событиями произошло еще одно. Речь идет о появлении в середине 1980-х годов микропроцессора, который позволил творить ранее невозможные вещи, и от изобретения которого ведет отсчет постиндустриальная эпоха — эпоха новой экономики. Микропроцессор и построенная на его основе IT-индустрия на порядок ускорили внедрение инноваций. И так же кардинально поменяли отношение к идеям.

В индустриальную эпоху внедрение одной единственной хорошей идеи могло обеспечить безбедное существование компании на долгие годы. Новая экономика в большинстве случаев не дает такой возможности: идеи витают в воздухе и стоят немного — если не поспешить воплотить их в жизнь, заняв свою нишу. Мало кто знает, что компания Google в свое время была зарегистрирована с ошибкой: создатели хотели назвать ее "гугол", по названию самого большого числа, но ошиблись в написании. Бизнесмены новой эпохи могут ошибаться в чем-то, но до конца отстаивают основные принципы.

Кстати, создатели Google выработали "десять базовых принципов" бизнеса, которые настолько отвечают принципам новой экономики, что их стоит процитировать. Первым в списке стоит ориентация на пользователя, а вторым — идея "лучше делать что-то одно, но делать это очень и очень хорошо". Работой на потребителя и оттачиванием поисковой системы компания занималась долгие годы. Этим она прославилась, и это же лежит в основе остальных направлений ее деятельности. Следующий принцип Google объясняет, чем отличается бизнес индустриальной эпохи от бизнеса времен "новой экономики", и гласит: "чем быстрее, тем лучше". Последний принцип компании — "отлично — это еще не предел".

За считанные годы IT-индустрия поменяла мир. Компании, которые смогли перестроиться и работать по принципам новой экономики, демонстрируют впечатляющие успехи. Достаточно вспомнить тех же Google, Apple, Microsoft или Intel. Противоположный пример — Polaroid. Эта компания индустриальной эпохи когда-то запатентовала отличную технологию мгновенного получения снимков, за счет которой бизнес процветал долгое время. Но в Polaroid не следовали принципу "отлично — еще не предел". В итоге, с появлением цифрового фото их технология исчерпала ресурс, и за последние годы компания дважды прошла процедуру банкротства. С другой стороны, стартап Instagram, выпустивший в октябре 2010 года свое первое бесплатное фотоприложение для Apple iPhone, спустя два месяца мог похвастаться первым миллионом пользователей. А спустя всего лишь полтора года его — с аудиторией в 30 млн. фотолюбителей со смартфонами — за $1 млрд. приобрел Facebook. На фоне почти вековой истории Polaroid этот пример говорит о многом.

Венчурным инвесторам все чаще приходится иметь дело не с носителями уникальных идей и изобретений. А с вполне очевидными, казалось бы, решениями, патентовать которые просто бессмысленно. Новая экономика диктует свои правила, следуя которым даже маленькие компании могут достичь уровня крупных международных бизнесов. Со своей напористостью и динамикой, отсутствием страха ошибок, использованием сетевых ресурсов и инноваций они готовы предоставить каждому отдельному клиенту именно то, что он хочет, и поэтому заслуженно завоевывают победу.

Говорят, "лучше любить и потерять, чем никогда не любить". Со стартапами, новыми идеями и изобретениями, так же: лучше попробовать и не добиться успеха с первого раза, чем не пробовать вовсе. Не стоит опасаться, что идею украдут. В новой экономике стоит бояться только того, что идея так и останется идеей, которой не дали шанса на большой успех.

Виктория Тигипко, директор венчурного фонда TA Venture,

организатор конференции IDCEE 2012