- Категория
- Эксперты
- Дата публикации
Продать услугу в сети. Как популярность соцсетей отразится на туристическом онлайн-бизнесе
Простой пример: в 2013 году европейский рынок online travel (продажи туристических услуг через интернет) составит 41% от всего рынка путешествий. В Украине этот показатель пока очень низок — всего 7-8%. Зато имеет потенциал ежегодного роста до 70%.
Что позволяет делать столь оптимистичные прогнозы?
В первую очередь, растущая популярность соцсетей для путешественников и широкое распространение мобильных устройств. Люди не листают путеводители. Они заходят в интернет, обращаясь к "мудрости друзей" из тематических соцсетей. По данным Google Think Insights, уже в 2011 году более 87% путешественников ользовались интернетом, чтобы спланировать поездку и собрать информацию о месте назначения. Количество зарегистрированных пользователей Gogobot — соцсети, в которой можно пошагово просчитать свой вояж и пообщаться с другими путешественниками, — недавно перевалило за 2,5 млн. человек, увеличившись в 10 раз за полгода. Аудитория сервиса CouchSurfing, на котором люди предлагают друг другу бесплатное проживание, насчитывает более 3 млн. человек.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaЕще один повод для оптимизма дает бурный рост популярности мобильных технологий online travel. Они уже охватывают практически весь спектр туристических услуг. Например, бесплатное приложение Hailo позволяет вызвать такси с мобильных устройств Apple и Android напрямую без диспетчера в Чикаго, Бостоне, Лондоне, Дублине и Торонто. GetTaxi предоставляет схожие услуги в Великобритании, Израиле и Москве. Приложения Booking.com, Hotel Tonight, iFind Hotels помогают забронировать номер в отелях мира, Kayak — найти наиболее выгодные предложения от отелей и авиакомпаний.
Популярность соцсетей и мобильных приложений в сочетании с ростом доходов потенциальных путешественников, приходом на украинский рынок лоукост-авиалиний и распространением безналичных платежей дают пользователям возможность быстро и относительно дешево удовлетворить "охоту к перемене мест". Теперь дело за малым — превратить существующие площадки общения в глобальный рынок online travel, на котором абсолютно все услуги — от заказа такси до покупки туристических туров — будут доступны пользователям 24 часа в сутки семь дней в неделю. Работа уже началась. В России, наиболее схожей с Украиной по тенденциям развития, объем рынка online travel в 2011 году составил $4,9 млрд. Из них 64% пришлись на прямых поставщиков: авиакомпании, ж/д-перевозчиков и отели, остальные 36% заняли online travel-агентства. По прогнозам американской компании
PhoCus Wrights, к концу 2012 года российский online travel-рынок должен был вырасти до $5,3 млрд.
Объем онлайн-части украинского travel-рынка пока не превышает $300 млн. Это около 7-8% от всего туристического рынка страны, который оценивается в $3,5-4,5 млрд. По разным оценкам, в 2013 году у нас можно ждать 50-70% роста online travel, в первую очередь — за счет бронирования отелей и продажи транспортных билетов. Положительным примером в этой сфере может служить совместный проект фонда TA Venture и Bravofly — Bravoavia. По сравнению с осенью 2011-го Bravoavia в три раза увеличила онлайн- продажи авиабилетов. По нашим данным, ежедневно сайт компании посещают более 15 тыс. человек.
Чтобы увеличить эти показатели, online travel-агентствам кроме изменений законодательства нужно совсем немного — искренне полюбить своего клиента. Гибкая ценовая политика и удобный интерфейс сайта станут лучшими проявлениями этой любви.
Виктория Тигипко, управляющий директор венчурного фонда TA Venture