Продать услугу в сети. Как популярность соцсетей отразится на туристическом онлайн-бизнесе

Когда речь заходит о e-коммерции, девять из десяти экспертов подумают о торговле товарами, совершенно забывая об услугах и том факте, что спрос на них зачастую многократно превышает таковой в сфере торговли.

Простой пример: в 2013 году европейский рынок online travel (продажи туристических услуг через интернет) составит 41% от всего рынка путешествий. В Украине этот показатель пока очень низок — всего 7-8%. Зато имеет потенциал ежегодного роста до 70%.

Что позволяет делать столь оптимистичные прогнозы?

В первую очередь, растущая популярность соцсетей для путешественников и широкое распространение мобильных устройств. Люди не листают путеводители. Они заходят в интернет, обращаясь к "мудрости друзей" из тематических соцсетей. По данным Google Think Insights, уже в 2011 году более 87% путешественников ользовались интернетом, чтобы спланировать поездку и собрать информацию о месте назначения. Количество зарегистрированных пользователей Gogobot — соцсети, в которой можно пошагово просчитать свой вояж и пообщаться с другими путешественниками, — недавно перевалило за 2,5 млн. человек, увеличившись в 10 раз за полгода. Аудитория сервиса CouchSurfing, на котором люди предлагают друг другу бесплатное проживание, насчитывает более 3 млн. человек.

Подобные ресурсы не просто дают полезную информацию — они делают путешествия более доступными.

Еще один повод для оптимизма дает бурный рост популярности мобильных технологий online travel. Они уже охватывают практически весь спектр туристических услуг. Например, бесплатное приложение Hailo позволяет вызвать такси с мобильных устройств Apple и Android напрямую без диспетчера в Чикаго, Бостоне, Лондоне, Дублине и Торонто. GetTaxi предоставляет схожие услуги в Великобритании, Израиле и Москве. Приложения Booking.com, Hotel Tonight, iFind Hotels помогают забронировать номер в отелях мира, Kayak — найти наиболее выгодные предложения от отелей и авиакомпаний.

Популярность соцсетей и мобильных приложений в сочетании с ростом доходов потенциальных путешественников, приходом на украинский рынок лоукост-авиалиний и распространением безналичных платежей дают пользователям возможность быстро и относительно дешево удовлетворить "охоту к перемене мест". Теперь дело за малым — превратить существующие площадки общения в глобальный рынок online travel, на котором абсолютно все услуги — от заказа такси до покупки туристических туров — будут доступны пользователям 24 часа в сутки семь дней в неделю. Работа уже началась. В России, наиболее схожей с Украиной по тенденциям развития, объем рынка online travel в 2011 году составил $4,9 млрд. Из них 64% пришлись на прямых поставщиков: авиакомпании, ж/д-перевозчиков и отели, остальные 36% заняли online travel-агентства. По прогнозам американской компании

PhoCus Wrights, к концу 2012 года российский online travel-рынок должен был вырасти до $5,3 млрд.

Объем онлайн-части украинского travel-рынка пока не превышает $300 млн. Это около 7-8% от всего туристического рынка страны, который оценивается в $3,5-4,5 млрд. По разным оценкам, в 2013 году у нас можно ждать 50-70% роста online travel, в первую очередь — за счет бронирования отелей и продажи транспортных билетов. Положительным примером в этой сфере может служить совместный проект фонда TA Venture и Bravofly — Bravoavia. По сравнению с осенью 2011-го Bravoavia в три раза увеличила онлайн- продажи авиабилетов. По нашим данным, ежедневно сайт компании посещают более 15 тыс. человек.

Будущий год ознаменуется также выходом в онлайн крупных игроков отечественного travel-бизнеса, работающих офлайн. Первой ласточкой этого тренда уже стало объединение крупнейшего в Украине офлайн-агентства по продаже билетов "Кий Авіа" с сервисом онлайн-бронирования Tickets.ua. А вот в сегменте онлайн-продаж туров серьезного роста на украинском рынке ждать не приходится. Причина — в несовершенстве нашего законодательства, которое позволяет продавать пакет услуг — перелет, отель, виза, страховка и etc —только при условии оформления договора с паспортными данными и реальной подписью клиента. И если в Европе доля туров составляет 35-40% онлайн-сектора, то лишь невероятная изобретательность отечественных туроператоров помогла им в 2012 году продать 11% своих продуктов онлайн.

Чтобы увеличить эти показатели, online travel-агентствам кроме изменений законодательства нужно совсем немного — искренне полюбить своего клиента. Гибкая ценовая политика и удобный интерфейс сайта станут лучшими проявлениями этой любви.

Виктория Тигипко, управляющий директор венчурного фонда TA Venture