Шаг навстречу

Украина может стать второй в мире страной, которая введет электронные акцизные марки на сигареты. Впервые интересы бизнеса и государства совпали

Бумажные акцизные марки, на которые производители сигарет тратят около 600 млн. грн. в год, неэффективны. Они не помогают бороться с нелегальной торговлей и не выполняют своего прямого назначения — подтверждения уплаты акцизного сбора. К такому выводу пришли четыре крупнейшие табачные компании — "Филип Моррис Украина", Imperial Tobacco в Украине, "JTI Украина" и "Бритиш Американ Тобакко Украина". И с этим согласны в Министерстве доходов и сборов.

О том, что пора принимать радикальные меры, на рынке говорили давно. По данным TNS, к июню 2013 года объем продаж нелегальных сигарет вырос почти до 10% рынка. При этом всего пять лет назад контрабандных и контрафактных сигарет в Украине практически не было — по словам Александра Когута, директора отдела корпоративных вопросов "JTI Украина", нелегальный рынок начал расти с 2008 года. Причина — рост акцизов, которые за пять лет увеличились примерно в 12 раз.

Последний раз акцизы на сигареты были повышены 1 января 2013 года (почти в полтора раза). Через полгода рынок ответил на это падением реализации на 13%. Одновременно выросла контрабанда — сигареты из Беларуси, России и Молдовы в среднем стоят вдвое дешевле украинских аналогов.

Контрабанда крайне невыгод­на и бюджету. Производители сига­рет — крупнейшие налогоплательщики. В прошлом году они перечислили около 20 млрд. грн. акцизов — 60% всех поступлений от этого налога. Если бы не контрабанда и контрафакт, бюджет в прошлом году, по подсчетам Госпотребинспекции, получил бы на 1,5-2 млрд. грн. больше.

Именно поэтому в Миндоходов согласились с предложением табачников заменить бумажные марки на электронные — 21 ноября министерство начнет тестирование технологии Codentify.

Электронный контроль

Цифровая технология Codentify может быть применена в любой подакцизной отрасли. Заключается она в том, что производитель наносит на упаковку шифр из двадцатизначного цифро-буквенного кода — это и есть электронная акцизная марка.

В коде зашифрована информация о дате, времени и месте производства, производителе, рабочей смене, стране, для которой предназначен товар, максимальной/минимальной розничной цене, а главное — о сумме уплаченного акцизного налога. Генерация кода в режиме онлайн происходит только после получения разрешения с сервера контролирующего органа (в случае Украины — Миндоходов). Фактически, технология сочетает в себе лицензирование, контроль объемов производства и продаж, проверку уплаты налога и подлинности подакцизных товаров. В общем все, что необходимо государству.

Codentify выгодна и производителям. Технологию можно использовать для отслеживания маршрута перемещения товара по всей цепочке поставок: производитель — оптовая торговля — розница. Достигается это сканированием кода на каждой стадии, причем и производитель, и государство могут контролировать перемещение товара в режиме онлайн. Точно так же легальность товара за считанные секунды можно проверить в любой торговой точке — например, с помощью специального приложения на смартфоне.

"Внедрение Codentify позволит повысить эффективность госкон­троля за оборотом подакцизной продукции", — говорит Игорь Никоненко, региональный менеджер по защите торговых марок компании "Филип Моррис Украина". Добавляя, что система может послужить хорошим дополнительным инструментом в борьбе с нелегальной торговлей. "С помощью Codentify можно построить решения, которые позволят эффективно бороться с незаконной торговлей и уклонением от уплаты налогов, что невозможно с обычными бумажными акцизными марками", — подтверждает Кис Якобс, глава департамента системной интеграции международной компании Atos, провайдера системы Codentify в нескольких европейских странах. Отмечая, что технология сверхбезопасна (коды практически невозможно подделать) и экономически выгодна. Что подтверждает международный опыт ее использования.

Сделано в Швейцарии

Первой страной, в которой бумажные акцизы на сигаретах заменят электронными, станет Швейцария — электронные акцизы там тестировали с начала нынешнего года. В прошлом году в этой стране было произведено 23,9 млрд. сигарет, что не так уж и много по меркам европейского рынка (в соседней Германии за тот же период было выпущено 60 млрд. сигарет, а в Нидерландах — 100 млрд.). Уровень контрабанды в Швейцарии тоже невелик — по разным оценкам от 1% до 2% — но в стране решили перейти на электронные акцизные марки. Почему? Прежде всего, чтобы автоматизировать акцизный и налоговый учет. Налоговое управление Швейцарии тестировало систему на протяжении полугода и теперь планирует заменить ею 15 ежемесячных отчетов в электронном формате.

Кроме того, новая система — страховка от роста контрабанды. От которой, например, в Великобритании табачная отрасль, по данным Philip Morris International, ежегодно теряет около 3,3 млн. евро. А по подсчетам Всемирной таможенной организации, к 2015 году контрафакт составит $1,7 трлн. в денежном выражении. Уже сейчас страны ЕС ежегодно теряют $11 млрд.


Рады решению и табачники. Ежегодно табачная отрасль Швейцарии тратила на бумажные акцизные марки 20 млн. евро. Использование Codentify не стоит практически ничего, а внедрение электронных кодов обошлось компаниям всего в 3,5 млн. евро.

Швейцария пока остается единственной страной, в которой технология электронных акцизов внедрена на государственном уровне. Второй может стать Украина.

Украинский эксперимент

"Акцизные марки на бумажной основе легко подделываются, несмотря на использование голограмм, специальных чернил и сложных элементов дизайна", — говорит Ирина Куринная, менеджер по корпоративным связям "Бритиш Американ Тобакко Украина". По ее словам, достаточно всего трех недель, чтобы были скопированы даже самые сложные из них.

В начале года украинские подразделения мировых табачных концернов предложили Миндоходов использовать опыт Швейцарии. В тестовом режиме технология Codentify будет запущена во второй половине ноября на Киевской табачной фабрике — производстве Imperial Tobacco в Украине. По данным компании, установку спецоборудования и настройку соответствующих технологических процессов на всех производственных линиях четырех крупнейших табачных фабрик Украины планируется завершить до 1 июля 2014 года.

Если новый механизм контроля сократит нелегальный оборот сигарет, производители могут рассчитывать на рост выручки почти на 9 млрд. грн. в год

"К концу 2014-го отрасль планирует выйти на полное нанесение кодов Сodentify на все сигареты компаний-производителей", — рассказывает Наталья Миколаенко, менеджер по связям с общественностью Imperial Tobacco в Украине. Кроме того, по ее словам, уже сегодня идет активная работа по внесению изменений в законодательство: разработано несколько законопроектов и дополнений в Налоговый кодекс, согласно которым обязательное нанесение кодов для всей сигаретной продукции планируется с 1 января 2015-го. "Это позволит уже с 1 января 2016 года отказаться от бумажных акцизных марок", — считает Миколаенко.

Кто станет провайдером системы Сodentify в Украине — пока неизвестно. Во всяком случае в компанию Atos (провайдер технологии в Швейцарии) наша страна пока не обращалась. По словам участников рынка, выбор остается за Миндоходов. Но устанавливать все необходимое оборудование и настраивать процессы производители сигарет готовы сами. В Imperial Tobacco уже посчитали, что внедрение системы для продукции компании будет стоить около $5 млн. В Миндоходов ситуацию не комментируют, ссылаясь на то, что рано говорить об эксперименте, который еще не запущен.

Тем не менее известно, что в министерстве — вслед за сигаретами — рассчитывают распространить электронный акциз на пиво и алкогольные напитки. Правда, в отличие от производителей табачных изделий, водочные компании и пивовары практически ничего не знают о новой системе. И относятся к ней достаточно скептически. А зря.

К примеру, в случае с табачниками внедрение Сodentify — с учетом экономии на бумажных акцизных марках — должно окупиться менее чем за год. Плюс если новый механизм контроля сократит нелегальный оборот сигарет, производители могут рассчитывать на рост выручки почти на 9 млрд. грн. в год за счет тех самых 10% рынка, которые сейчас находятся в тени.