Скрытый резерв. Почему Украина не выдерживает конкуренции со стороны своих соседей?

Маргарета Дрзеник Хану, старший экономист World Economic Forum и руководитель исследования Global Competitiveness Report, о том, как борьба с финансовым кризисом помешала росту конкурентоспособности в мире.


Глобальный исследователь

Маргарета Дрзеник Хану получила PhD по экономике в Рурском университете в Бохуме. В World Economic Forum с 2004 года. С 2008 года — директор и старший экономист Global Competitiveness Network, подразделения WEF, и руководитель исследования Global Competitiveness Report. Соавтор исследований Arab World Competitiveness Report и Global Enabling Trade Report.

Посткризисные времена принесли много перемен в конкуренцию стран в мире. С одной стороны, обострилась борьба за свой "кусок хлеба" — торговый протекционизм, манипулирование валютным курсом, регулирование потоков капитала, поддержка национального производителя.

С другой — многие страны, раньше относившиеся к числу отстающих, получили шанс сделать рывок вперед.

Например, Казахстан, Азербайджан, Латвия, Болгария, Грузия и Турция.

Украина также поднялась на девять позиций в рейтинге глобальной конкурентоспособности 2012-2013 World Economic Forum (WEF). Но за этим формальным продвижением скрыт незначительный прогресс, недостаточно быстрый по сравнению со странами Восточной Европы. Почему так происходит, "Инвестгазете" рассказала Маргарета Дрзеник Хану, директор и старший экономист Global Competitiveness Network, подразделения WEF, и руководитель исследования Global Competitiveness Report.

Какие сегодня основные тренды в мире в сфере конкурентоспособности стран?

Главный тренд, который мы видим в Отчете о глобальной конкурентоспособности 2012-2013, — это усиление трех типов разрывов: между развитыми и развивающимися экономиками, в рамках регионов и внутри отдельных стран. Развитые страны продолжают занимать верхние строчки рейтингов индекса глобальной конкурентоспособности, в то время как развивающиеся экономики находятся позади со значительным отставанием. И за последний год этот разрыв не сократился. Разрыв в конкурентоспособности наблюдается также внутри регионов. В Европе, к примеру, южные и восточные страны менее конкурентоспособны, чем северные. Именно разный уровень конкурентоспособности среди стран зоны евро стал одной из главных причин текущих проблем в зоне. Что касается отдельных государств, то США, к примеру, очень сильны по уровню развития бизнеса и в инновациях, но оценки эффективности институтов и макроэкономической среды страны падают.

В чем заключаются сейчас главные возможности и угрозы для глобальной конкурентоспособности?

Недавний мировой финансовый кризис и последующая рецессия сфокусировали внимание политиков на решении краткосрочных проблем. Есть риск, что это может привести к пренебрежению программами повышения конкурентоспособности, которые по своей сути долгосрочные. В некоторых случаях меры, необходимые для стабилизации экономики в краткосрочной перспективе, могут даже стать препятствием для роста конкурентоспособности в долгосрочной перспективе. К примеру, политика строгой экономии (фискальная политика, популярная сейчас в Европе. — Ред.) подразумевает сокращение расходов на инновации или образование. В то же время появляются новые возможности, связанные с проведением в ряде стран реформ, направленных на повышение конкурентоспособности, что было практически невозможно до кризисаввиду политических разногласий.

Таким образом, кризис может создать ощущение безотлагательности реформ, которые в обычных условиях считались бы политически рискованными.

Как происходит посткризисное восстановление экономик в терминах ИГК?

Мы пока что не наблюдаем восстановления с точки зрения составляющих конкурентоспособности. Хотя есть некоторый прогресс, связанный с двумя тенденциями. Во-первых, в некоторых случаях мы видим улучшения в инфраструктуре, вызванные государственными программами стимулирования экономики, в рамках которых делались инвестиции в эту сферу. Во-вторых, по мере выхода экономик из кризиса происходит макроэкономическая стабилизация.

Между прочим, именно она стала основной причиной продвижения Украины вверх в глобальном рейтинге по состоянию макроэкономической среды в течение последних двух лет — со 132-го в 2010 году на 90-е в 2012-м.

В новом рейтинге Украина окончательно перешла из списка факторноориентированных экономик в перечень экономик, ориентированных на эффективность. Значит ли это, что Украина исчерпала весь свой резерв повышения конкурентоспособности за счет базовых факторов? Какими будут теперь ее основные двигатели?

Переход Украины с первой во вторую стадию развития экономики означает, что приоритетными для конкурентоспособности страны становятся качественное высшее образование, эффективность рынков труда, товаров, финансовых рынков, а также высокая технологическая готовность (проникновение новых технологий и способность экономики полноценно использовать информацию и коммуникационные технологии. — Ред.). Но в случае с Украиной две из четырех базовых составляющих, ключевых еще на первой стадии, остаются очень слабыми — институты и макроэкономическая стабильность. Их игнорирование будет не только напрямую ограничивать рост частного сектора в стране, но также сдерживать прогресс по другим составляющим конкурентоспособности. Ведь намного сложнее внедрять реформы, когда они не под креплены сильными институтами и достаточным для инвестиций бюджетным финансированием.

Несмотря на одинаковые стартовые позиции после распада СССР, Украина сегодня гораздо менее конкурентоспособна, чем многие страны постсоветского пространства и Восточной Европы. Чем это объясняется?

Причины такого разрыва зависят от того, с кем сравнивать Украину. В странах Балтии к ускорению реформ и повышению конкурентоспособности в значительной степени привела интеграция в ЕС. Эти страны также являются небольшими экономиками, в которых внедрение реформ происходит относительно легче. А существенный отрыв стран СНГ, богатых ресурсами, от вашего государства произошел за счет бума цен на сырьевых рынках и направления сверхприбылей на меры по повышению конкурентоспособности.

Как за последний год изменились сильные и слабые стороны экономики Украины?

Существенно улучшилась макроэкономическая среда в стране. Также растет роль конкуренции в повышении эффективности рынков. Степень доминирования крупных компаний ощущается не так остро, а локальная конкуренция становится более интенсивной и здоровой. Но пока главные конкурентные преимущества Украины — это по-прежнему большой размер рынка, образованная рабочая сила и довольно гибкий рынок труда.

К проблемам, сдерживающим рост, относятся неэффективные институты, которые не выполняют свою роль — в основном из-за высокого уровня коррупции и злоупотребления полномочиями.

Каким образом правительства стран, в том числе и Украины, могут на практике применить результаты индекса конкурентоспособности?

В первую очередь, индексы глобальной и национальной конкурентоспособности дают "взгляд с высоты птичьего полета" на экономику страны или региона. Правительства могут определить основу для конкурентных преимуществ, а также проблемы, требующие решения. Во многих странах информация, представленная в индексе, служит основой для приоритизации реформ. Результаты индекса также могут служить для обоснования неотложности структурных реформ и получения поддержки программ реформирования у населения.

Наконец, индекс предоставляет основу для диалога государства и бизнеса о мерах, необходимых для повышения конкурентоспособности.