Совместная работа в облаке. Обсудим?

Перспективы развития облачных технологий в Украине — мнение вице-президента компании "Инком"

Недавно с коллегами затеяли дискуссию относительно нового технологического решения. Суть его заключается в совмещении двух популярных на сегодняшний день трендов. Первый — активное развитие услуг аутсорсинга. Все-таки грамотный подход: все, что не является профильным для организации видом деятельности, передавать специалистам и концентрироваться на главном. Второй — повышенный спрос со стороны клиентов на унифицированные решения. Эта технология устраняет сложности, свойственные разобщенным коммуникациям, предоставляет доступ к коммуникационным сервисам с мобильных устройств, поддерживает коллективную работу с документами и так далее.

В итоге получается тренд в квадрате — сервисы для совместной работы, размещенные в облаке у провайдера. То есть совершенно новая бизнес-модель корпоративных коммуникаций. Звучит футуристично? Для Украины — пока да. В то же время опыт зарубежных рынков подтверждает большой интерес к этому решению. Так, аналитики из ABI Research заявляют, что на мировом рынке в ближайшие годы в результате массовой миграции корпоративных коммуникаций в облако электронная почта, телефония, аудио-, видео- и web-конференции станут реализовываться как облачные решения. Согласно прогнозам, уже к 2016 году 41% корпоративных коммуникационных приложений будет перенесен в облака.

Какую цель преследуют зарубежные компании из самых разных отраслей, используя подобные сервисы? Прежде всего они переводят IT-затраты, например, на закупку серверного оборудования, лицензий и прочего, из плоскости капитальных инвестиций (CapEx) в плоскость эксплуатационных расходов (OpEx). Если компания заинтересована максимально быстро внедрить технологии совместной работы, и при этом сократить начальные капиталовложения и последующие затраты на поддержку, то использование облачного сервиса будет наиболее выгодным решением. Также упоминают беспроблемную масштабируемость в двух ракурсах: возможность постепенного увеличения количества пользователей сервисов, а также возможность гибкого и простого наращивания самих функциональных решений.Модель получения коммуникационных облачных сервисов очень привычна и понятна: вносим абонплату за сервисы так же, как делали бы это, оплачивая традиционные операторские услуги. Однако облака дают дополнительную гибкость, новые функции управления услугами и, конечно, недоступные ранее возможности.

Но дискуссия есть дискуссия. И в ней обсуждали ситуации, когда использовать подобные сервисы нецелесообразно, какими бы трендовыми они ни были.

Некоторым компаниям не нужно ничего большего, чем возможность позвонить. Очевидно, что и для компаний, где общая численность персонала не превышает 200 человек, еще и находящихся в одном офисе, необходимости в такой "системе в облаке" также нет. А некоторые предпочтут иметь в личном "хозяйстве" весь спектр оборудования, отвечающего за коммуникации, и обслуживать его своими силами. Каждая компания должна принимать решение исходя из текущих потребностей бизнеса и перспектив развития.

Изучайте опыт, анализируйте все "за" и "против", делайте выводы. И присоединяйтесь к нашей дискуссии. Эксперты, как думаете, приживется ли такая модель коммуникаций на украинском рынке в ближайшее время?