Спустили в трубу

Харцызский трубный завод оказался на грани остановки. Сможет ли Ринат Ахметов найти новые рынки сбыта?

Харцызский трубный завод оказался на грани остановки. Сможет ли Ринат Ахметов найти новые рынки сбыта?

Сбылась мечта российских трубников — они вытеснили со своего рынка серьезного украинского конкурента в лице Харцызского трубного завода (ХТЗ). Уникальное предприятие, которое контролирует Ринат Ахметов, сегодня на грани остановки. Если еще в начале прошлого года объемы производства труб большого диаметра (ТБД) составляли почти 65 тыс. тонн, то в январе этого года выпуск продукции катастрофически упал — до 4,5 тысяч тонн.

Причиной падения объемов производства трубного завода "Метинвест Холдинга" стал отказ от труб ХТЗ главного потребителя — российского "Газпрома". Данный вид продукции настолько стратегически важен, что российские трубники летом прошлого года решили "уговорить" "Газпром" отказаться от поставок украинского предприятия. Это им удалось — результатом общих собраний руководителей российского газового монополиста и представителей крупнейших трубных компаний России стал отказ "Газпрома" от продукции ХТЗ и других зарубежных компаний. Таким образом, Россия защитила свой рынок.

Следует отметить, что до 2004 года российские трубники не производили трубы большого диаметра, поэтому Харцызский трубный завод без проблем наряду с другими иностранными предприятиями поставлял продукцию для строительства российских магистральных трубопроводов. Однако увеличение спроса на рынке подтолкнуло россиян к запуску, наращиванию объемов производства и освоению новых технологий по выпуску ТБД. А проекты действительно были глобальными — газопровод Nord Stream и нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан. Только подводная часть газопровода Nord Stream протяженностью 1210 км требовала 1,2 млн. тонн труб большого диаметра.

По оценкам Фонда развития трубной промышленности России, затраты российских трубников за 2002-2006 годы составили $1,8 млрд. В целом вся "трубная" инвестпрограмма до 2010 года достигнет $4 млрд. Первым сумел наладить производство ТБД Волжский трубный завод, позже к нему присоединился Выксунский трубный завод, входящий в "Объединенную металлургическую компанию", которая вложила в модернизацию трубного производства более $250 млн. По рассказу младшего аналитика ИФГ "Сократ" Алексея Мушака, стоимость с учетом модернизации стана 5000 Ижорского трубного завода составила $576 млн. В ближайшее время производство труб большого диаметра будет налажено на Челябинском трубопрокатном заводе.

В поисках рынка

Несмотря на подобные сигналы со стороны россиян, ХТЗ на протяжении нескольких лет так и не нашел альтернативного рынка, что практически привело к остановке производства предприятия. А подобных рынков, в принципе, не так уже и мало. Одними из таких могут стать развивающиеся рынки Средней Азии. "Завод уже получил спецификацию на трубы для нефтепровода "Кенкияк — Кумколь". Это вторая очередь трубопровода "Атасу — Алашанькоу" (Казахстан — Китай), трубы для которого ХТЗ уже производил. Конкурентом в этом проекте будет российский Выксунский металлургический завод", — рассказал Алексей Мушак.

Второй огромный проект, по словам аналитика, в котором ХТЗ намерен участвовать, это газопровод "Средняя Азия — Китай". Трубопровод пройдет практически через все среднеазиатские страны: Туркменистан, Узбекистан, Казахстан. Это трубы диаметром 1067 миллиметров, и на заводе уже изготовлены опытные образцы, которые должны пройти аттестационные испытания на полигоне московского института ВНИИСТ. Помимо этого, есть перспективы закрепиться на рынках Ирана, Туркменистана, Узбекистана, Саудовской Аравии. Харцызский трубный завод производит трубы стойкие к сероводородному растрескиванию, которые очень востребованы на упомянутых рынках.

Кому завод?

Критическое падение объемов производства на Харцызском трубном заводе породило слухи о его продаже российскому сенатору от Челябинской области и совладельцу группы Челябинского трубопрокатного завода (ЧТПЗ) Андрею Комарову. При этом эксперты считают, что трубный завод Рината Ахметова сможет продержаться без заказов ровно столько, сколько этого пожелает сам Ахметов. "Даже при условии полной остановки производства годовые затраты на содержание предприятия составляют примерно $50 млн., из которых на зарплату и социальные расходы потребуется $30 млн. Такие суммы не критичны для СКМ", — отмечает Алексей Мушак.

Однако если все-таки предположить продажу ХТЗ, то эксперты оценивают его в сумму свыше $1 млрд. Причем фондовую оценку предприятия специалисты не рассматривают — в данном случае уместно говорить об оценке завода только со стороны стратегического инвестора. Несмотря на уникальность Харцызского трубного завода, его стоимость можно сравнить со стоимостью российских предприятий. "Постройка Ижорского трубного завода проектной мощностью 450 тыс. тонн обошлась примерно в $400 млн. То есть мощность выпуска тысячи тонн ТБД стоит $0,88 млн. Исходя из вышеуказанных расчетов, по нашему мнению, за ХТЗ с проектной мощностью 1,6 млн. тонн труб стратегическому инвестору придется заплатить $1-1,4 млрд.", — подсчитал аналитик ИФГ "Сократ".

Потенциальных покупателей в данном случае будет немало. Одним из главных может стать российская "Трубная металлургическая компания", которой владеет Дмитрий Пумпянский. Стратегическая цель данной компании — стать №1 в мире. В прошлом году ее планы по поглощению украинского производителя труб компании "Интерпайп" не увенчались успехом, поэтому россияне вполне могут приступить к переговорам о покупке украинского производителя ТБД. Кроме того, по словам Андрея Мушака, явным кандидатом является уже упомянутая группа ЧПТЗ, в которую входят Челябинский трубопрокатный и Первоуральский новотрубный заводы. Еще одним возможным конкурентом может стать "Газпром", который заинтересован в приобретении трубных активов.