Ставка на количество

Украинский рынок розничной торговли следует прошлогоднему тренду — сети наращивают количество точек продаж и оптимизируют затраты

По данным компании GT Partners Ukraine, объем рынка розничной торговли продовольственными товарами в прошлом году вырос на 21% и составил 127 млрд. грн. Тенденции в FMCG-ритейле не изменились — рынок характеризуется сравнительно низким уровнем консолидации. В Украине более 100 крупных и мелких продовольственных сетей, а несколько небольших покупок региональных игроков на общую картину не повлияли.

В сегменте бытовой техники и электроники, наоборот, конкуренция обострилпась. Так, "Технополис" в январе 2013 года приобрел сеть бытовой техники и электроники "Эльдорадо", увеличив количество магазинов до 165 и заняв по этому показателю второе место на рынке. а в апреле сеть по продаже мобильных телефонов "Алло" поглотила своего конкурента — "Мобилочку". Объединенная компания теперь насчитывает более 900 точек продаж и контролирует 50% рынка. Для сравнения: ближайший конкурент — ringoo — управляет всего 312 торговыми точками.

Но все форматы объединяет одно — стремление завоевать большую долю рынка, открыть больше магазинов и при этом сократить издержки.

Сети формата дрогери в прошлом году продолжали наращивать количество магазинов. Четверка крупнейших игроков — Watsons, "Космо", EVA и proStor — и дальше пытаются отвоевывать доли рынка не только у прямых конкурентов, но и у супермаркетов и мелких магазинов.

Но все форматы объединяет одно — стремление завоевать большую долю рынка, открыть больше магазинов и при этом сократить издержки. Усложняет ситуацию лишь то, что отрасль очень зависит от экономической ситуации в стране и покупательной способности населения. Поэтому прогнозировать, чем закончится 2013 год и какими будут показатели в 2014-м, не берется никто. "Одно можно предсказывать точно — рост отрасли будет возможным только за счет внутренних ресурсов каждого игрока. Привлеченных инвестиций ждать не стоит", — говорит Дмитрий Кошерин, коммерческий директор компании "Фудмаркет" (сеть "Велика Кишеня").

В поисках потребителей

В прошлом году большинство продовольственных сетей осваивали новые форматы и города. Так, "Ритейл Групп" (сети "Велика Кишеня", "Велмарт") начала открывать "магазины у дома" — ВК "Експрес". На конец июля компания с новым форматом вышла за пределы Киева: кроме шести магазинов в столице, появился первый ВК "Експрес" в Умани. Прошлый год стал для ритейлера знаковым. За это время он успел открыть три новых супермаркета "Велика Кишеня" и четыре гипермаркета "Велмарт". При этом 2012-й компания завершила с чистой прибылью 159,8 млн. грн., увеличив при этом чистый доход на 7,92% — до 326,6 млн. грн.

Крупнейший игрок украинского пищевого ритейла — Fozzy Group (сети "Сільпо", "Фора", Fozzy) — в прошлом году нарастил оборот своих магазинов на 25% — до 26,3 млрд. грн. При этом 10% продаж обеспечили собственные торговые марки (СТМ). В Fozzy Group сделали ставку на нестандартные СТМ, запустив, к примеру, собственную линейку импортных вин — Premiya Wine Club (PWC). Сейчас компания выпускает более 2 тыс. товаров под десятью торговыми марками — это на 43% больше, чем в 2011 году. При этом, как и остальные игроки, Fozzy Group увеличивала торговую площадь. За полгода 2012-го — на 14%.

Самым агрессивным FMCG ритейлером осталась сеть "АТБ-маркет". В прошлом году компания собиралась открыть около 120 магазинов, но план удалось перевыполнить еще в ноябре. Темпы развития "АТБ" не стала снижать, а потому на начало января сеть насчитывала уже 686 торговых точек и за первое полугодие 2013-го открыла еще 64 магазина. Но, несмотря на значительные затраты на расширение, прошлый год компания закончила с товарооборотом в 26 млрд. грн., что на 44% больше, чем в 2011-м.

Как и лидеры рынка, небольшая сеть "Эко-маркет" (95 магазинов) придерживается основных трендов сегмента: расширение сети и увеличение количества СТМ. Так, за прошлый год ритейлер открыл 20 новых торговых точек, а долю СТМ к концу 2013-го планирует нарастить с 2,9% до 4%. Фактически, все продуктовые сети в Украине, включая международные, в 2013-м развиваются по одному сценарию. "Каждый игрок все так же занят вопросами количественной экспансии в меру финансовых возможностей", — объясняет Дмитрий Кошерин. И в следующем году кардинальных изменений никто не ждет.

Конкурентное преимущество

Как и продуктовые ритейлеры, игроки формата дрогери сделали ставку на расширение сети. Так, розничная сеть Watsons завершила первое полугодие с 295 торговыми объектами, открыв только в июле шесть новых магазинов. Материнская компания сети — A.S. Watson Group — не раскрывает финансовых показателей работы в Украине, но до 2016 года планирует инвестировать в развитие Watsons 300 млн. грн.

Такие возможности есть только у Watsons — остальные четыре игрока принадлежат украинским компаниям, поэтому вынуждены развиваться только на собственные или заемные средства. Впрочем, это не мешает им идти по пути компании с иностранным капиталом. Так, сеть рroStor — игрок №4 на рынке дрогери — только за первое полугодие 2013-го открыла 18 новых магазинов, и останавливаться на достигнутом не собирается. "Мы не прогнозируем появления на рынке новых игроков, но понимаем, что существующие прямые конкуренты будут наращивать темпы по росту количества новых магазинов", — объясняет Денис Герман, генеральный директор компании "Стиль Д" (сеть рroStor).

Чтобы обойти конкурентов, рroStor еще прошлой осенью открыла свой интернет-магазин — первой среди игроков рынка. О результатах онлайн-торговли в компании пока не говорят, но в этом году "Стиль Д" уже нарастила чистую выручку на 8%. В компании верят в правильность выбранной стратегии. "Товарооборот у proStor увеличился на 5%, а у наших конкурентов (согласно данным АС Nielsen) — только на 3%", — говорит Герман. По его словам, лучше показатель сети и по среднему чеку — у proStor он вырос на 7%, хотя в среднем по рынку — на 4%.

Прогноз 2014 года напрямую зависит от экономической ситуации в стране

и результатов факта рынка по 2013 году

Бороться с конкурентами приходится и сетям бытовой техники и электроники. В прошлом году у Comfy на 5% снизилась выручка, главной причиной чего в компании называют не только рост рынка электронной коммерции, но агрессивное поведение сети "Эльдорадо", которая активно увеличивала долю перед продажей. "Эти два фактора привели к тому, что рынок было очень тяжело удержать, оставаясь прибыльными", — говорит Геннадий Вербиленко, генеральный директор Comfy.

2012 год для компании стал годом подготовки к мультиканальным продажам, которые, надеются в Comfy, станут стратегическим конкурентным преимуществом в долгосрочной перспективе. Сейчас в интернет-магазине продаются около 2-5% товаров, но ритейлер планирует значительно укрепить свои позиции в конкурирующем канале продаж. В следующем году, по прогнозам Вербиленко, рынок в денежном выражении вырастет на 10%. "Прежде всего за счет роста категории планшетов и смартфонов, которые дадут 80% прироста", — считает гендиректор Comfy.

Но все ритейлеры, вне зависимости от сегмента, в котором они работают, сходятся в одном мнении: предсказать, что будет с отраслью в следующем году, очень сложно. Прогноз 2014 года напрямую зависит от экономической ситуации в стране и результатов факта рынка по 2013 году.

Продовольственный ритейл

Чистый доход

Чистая прибыль

Текущие обязательства

Коэффициент общей ликвидности

2012,
млн. грн.

2012,
рост, %

2012,
млн. грн.

2011,
млн. грн.

2012,
млн. грн.

2012,
рост, %

1

АТБ-маркет

21 239

40,84

284

-37

3917

25,08

0,88

2

Фоззи-Фуд (ТМ "Сильпо")

19 860

25,20

0

0

5695

33,32

0,68

3

Ашан Украина гипермаркет

4709

12,26

-98

-122

782

27,08

0,84

4

Торговый дом "Амстор"

4063

18,14

8

0

993

17,72

0,84

5

Фудмаркет (ТМ "Велика Кишеня")

3847

12,69

17

31

1522

-3,94

1,36

6

ЭКО (ТМ "ЭКО-маркет")

3094

28,90

0

0

625

-12,24

1,58

7

Фора

2933

24,94

4

2

457

24,52

0,74

8

Таврия плюс

2832

26,74

1

0

292

4,62

1,09

9

Адвентис (ТМ "Караван")

2039

8,82

-212

-128

999

102,88

1,08

10

Экспансия (ТМ Fozzy)

1324

-41,57

-2

6

422

13,92

1,28

Из-за отсутствия данных на момент подготовки номера в рейтинг не включена компания "Фуршет"

Непродовольственный ритейл*

Чистый доход

Чистая прибыль

Текущие обязательства

2012,
млн. грн.

2012,
рост, %

2012,
млн. грн.

2011,
млн. грн.

2012,
млн. грн.

2012,
рост, %

1

Эпицентр К

10395

20,76

419

285

5733

42,86

2

Сав-дистрибьюшн (ТМ "Фокстрот")

4075

н/д

8

н/д

3614

н/д

3

Комфи трейд (ТМ "Эльдорадо")

2746

н/д

-102

н/д

1049

н/д

4

Диеса

2493

41,03

23

-7

696

1,63

5

М Т І**

2288

1,46

28

19

1631

57

6

Новая линия

1866

-7,28

-24

-12

717

13,64

7

Технополис-1

1406

22,48

33

32

911

53,78

8

Новус Украина

1185

43,88

12

2

230

38,64

9

ДЦ Украина

1157

13,03

57

8

106

-23,74

10

Адидас-Украина

930

15,55

75

161

156

-34,43

11

Руш (ТМ Eva)

893

33,21

6

5

352

24,09

12

Брокард-Украина

777

н/д

46

н/д

158

н/д

13

Фирма "Тес"

720

н/д

-10

н/д

155

н/д

14

Суматра-лтд (ТМ "Космо")

705

7,77

-16

0

110

9,67

15

Спортмастер-Украина

617

41,66

34

18

244

94,31

16

Мобилочка

539

н/д

-22

н/д

327

н/д

17

Торгово-строительный дом "ОЛДИ"

500

н/д

9

н/д

184

н/д

18

Гараж Мобайл Груп (ТМ ringoo)

462

н/д

-53

н/д

103

н/д

19

Книжный клуб "Клуб семейного досуга"

400

2,29

14

17

38

0,55

20

Стиль Д (ТМ proStor)

388

н/д

0

н/д

239

н/д

*За 9 мес. **С учетом других видов деятельности