Свободная торговля. Для кого?

Договор о зоне свободной торговли подписан. Не с Европой — с СНГ. Что изменит для Украины документ, который разрабатывался 17 лет?

В прошлую среду в зале выставочного центра "Экспо-Донбасс" Виктор Янукович с гордостью демонстрировал своему московскому коллеге последние достижения донецких умельцев. Удивить российского гостя Януковичу удалось: гвоздем выставки стала запорная арматура для нефтепроводов, украшенная 250 тыс. камней Сваровски.

Пока два президента любовались чудесами донецкой эстетики, их премьеры — также вместе — спешили порадовать прессу в Санкт-Петербурге. 18 октября здесь, на саммите глав правительств стран-участниц СНГ, Украина вместе с другими 7 странами подписала договор о создании зоны свободной торговли в рамках СНГ.

Вступить в силу договор должен уже с Нового года. И хотя сам по себе для Украины он достаточно выгоден, но может стать прелюдией к большому внешнеполитическому сдвигу нашей страны. Договор значит гораздо больше, чем написано на бумаге. Он означает, что у России зажглась новая надежда, что она сможет вернуть Украину в свою сферу влияния. И то, что Украина, еще месяц назад сопротивлявшаяся этим попыткам, сегодня не так уж и против подобной перспективы.

Подправили и согласовали

Как рассказывал потом российский премьер Владимир Путин, итог этой встречи оказался полной "неожиданностью" для всех ее участников. "Мне придется изменить свое выступление существенным образом, поскольку неожиданно для себя в результате долгих, достаточно острых, но конструктивных переговоров мы пришли к решению главного вопроса, ради которого, собственно, сегодня и собрались, — говорил Путин. — Мы договорились о подписании договора о зоне свободной торговли в рамках СНГ".

Формально договор о ЗСТ между странами-участницами СНГ существует с 1994 года. Но он никогда не работал, поскольку не был ратифицирован рядом государств, в том числе и Россией. В ноябре 2010 года российский премьер вспомнил о покрывшемся нафталином документе (содержащем более 100 соглашений, призванных регулировать торговые отношения между странами СНГ) и предложил вдохнуть в него новую жизнь.

Весенние переговоры успехом не увенчались. Формально — из-за того, что страны-участницы не смогли договориться по некоторым вопросам. Но в кулуарах называли другие причины. В том числе то, что ключевой проблемой было желание Украины интегрироваться в экономическое пространство ЕС, а не СНГ.

Теперь ситуация изменилась. Побив горшки из-за проблем с демократией в Украине, на прошлой неделе ЕС в последний момент отменил визит Виктора Януковича в Брюссель. Президента это явно обидело. И уже в Донецке, на фоне кристаллов Сваровски на арматуре Янукович дал понять: если Украину не примут в ЕС, она пойдет в объятия Таможенного союза. "Мы должны потрогать (Таможенный союз. — Ред.) руками и посмотреть, и если это будет отвечать нашим национальным интересам, мы увидим..." — абстрактно изъяснялся в Донецке украинский президент по поводу перспектив членства Киева в этом союзе — главном внешнеполитическом проекте Москвы. Не удивительно, что создание ЗСТ в СНГ посчитали первым шагом на этом пути. "То, что сейчас этот договор (в рамках СНГ) подписан, дает повод говорить о том, что позиция Украины изменилась, и перспектива европейской интеграции стала для нее менее вероятной", — говорит Светлана Глинкина, замдиректора Института экономики РАН.

Дело на миллиарды

"Только представьте, какими темпами рос бы наш товарооборот, если бы такая зона (свободной торговли в СНГ) работала", — расписывал на питерском саммите российский премьер Владимир Путин перед своим украинским коллегой блага, которые сулит Украине вступление в ЗСТ.

И без режима торговой интеграции за первое полугодие 2011 года товарооборот между двумя государствами вырос почти на 48% и составил $28 млрд. При этом еще в 1993 году Киев и Москва подписали двустороннее соглашение о свободной торговле, но в торговых отношениях Украины и России были существенные пробоины. Например, большой перечень изъятий, то есть исключений из свободной торговли, отсутствие механизмов решения торговых споров и огромное количество регулирующих документов: их скопилось более сотни.

Если договор о ЗСТ в рамках всего СНГ начнет работать, о большинстве изъятий в двусторонней торговле с ее странами можно будет забыть. "По вопросу изъятий страны договорились сразу о трех положениях. Во-первых, от большинства изъятий во взаимной торговле было решено отказаться. Во-вторых, новых изъятий из режимов свободной торговли больше не будет. Наконец, даже для части тех исключений из свободной торговли, что остаются, введены сроки прекращения их действия", — говорит Валерий Мунтиян, уполномоченный Кабинета Министров по сотрудничеству с РФ, странами СНГ и Евразийского экономического сообщества. По словам Андрея Кушниренко, руководителя департамента экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ, количество товарных позиций, которые подпадают под изъятия из свободной торговли, упало с 37 до 3-4 (хотя за счет детализации кодов товаров это количество может доходить до 7). В их числе — сахар, сигареты, спирт и водка.

Что это значит для Украины? То, что, согласно правилам новосозданной ЗСТ, Украина, Россия и все другие страны блока откажутся в торговых отношениях от большинства существовавших ограничений на свободную торговлю товарами. То же — и в вопросе экспортных пошлин. Исключением для Украины будет лишь сахар, для экспорта из России — только нефть и газ. Перечень пошлин нельзя будет расширять, как нельзя будет увеличивать и их ставки. "К тому же через полгода наши страны будут обсуждать свободную торговлю услугами в рамках СНГ, то есть возможностей для свободной торговли станет еще больше", — говорит Мунтиян.

Еще одним новшеством октябрьского договора о ЗСТ стало создание органов по разрешению торговых споров. "Этот орган будет работать по принципу арбитража. Его работа будет выстроена подобно тому, как работают органы разрешения торговых споров ВТО", — объясняет Кушниренко. В случае если у стран будут возникать претензии к торговым режимам друг друга, они смогут проводить двусторонние консультации с участием комиссии из трех-пяти независимых экспертов.

Наконец, договор определяет правила применения компенсаторных и антидемпинговых мер, технических барьеров, санитарных и фитосанитарных норм. Все эти меры должны соответствовать нормам ВТО и использоваться не как методы ограничения торговли, а лишь для защиты жизни и здоровья населения.

Договор с секретом

В том, что соглашение о ЗСТ на постсоветском пространстве вступит в силу, премьер Николай Азаров практически не сомневается. "Впереди внутригосударственные процедуры ратификации данного соглашения. Но я надеюсь, что политическая воля руководства страны позволит провести эти процедуры, и уже с января следующего года данное соглашение будет воплощено в жизнь", — заявил украинский премьер.

Такая неотвратимость дала много поводов для "причитаний". "Как харьковские соглашения закрыли нашу интеграцию в Европу, так и санкт-петербургские соглашения закрывают нашу интеграцию в европейское торговое пространство... Теперь в декабре Украина еще может подписать соглашение о политической ассоциации с ЕС, но уже без ЗСТ", — заявил экс-президент Виктор Ющенко.

Его паника вряд ли оправдана. "Все страны СНГ уже сотрудничают в зоне свободной торговли, и сейчас они обновили этот договор. Я не вижу никаких проблем", — заявил по этому поводу еврокомиссар по вопросам торговли Карел де Гухт. Вопрос в другом — в том, что авторы нынешнего соглашения явно планируют, что привяжут им Украину к своему главному детищу — Таможенному союзу. Он действительно закроет экономическую дверь для Украины в ЕС. На вопрос, является ли подписание договора о ЗСТ постепенной интеграцией в Таможенный союз, Андрей Кушниренко из исполкома СНГ отвечает, что в широком смысле это так и есть: "Взятие на себя соглашений и обязанностей, предусмотренных в этом соглашении, любой из восьми стран-участниц открывает возможность участвовать в Таможенном союзе". Так, новый документ содержит механизмы защиты участников соглашения на случай, если одна из стран присоединится к альтернативным торговым объединениям с третьими странами. Например, если Украина создаст зону свободной торговли с ЕС — к чему наша страна так стремится. В таком случае не исключено, что страны СНГ вновь закроют свои рынки для определенных украинских товаров.

"Представьте, что какая-то из сторон подписала договор о торговой интеграции с третьими странами, например с ЕС. Если в эту страну хлынут европейские товары, то они могут вытеснить местного производителя, который, в свою очередь, завалит своим товаром рынки СНГ. Поэтому договор содержит меры по защите собственных рынков", — объясняет логику авторов соглашения Андрей Кушниренко. Среди таких мер — восстановление ставки пошлины в отношении определенных товаров из страны, решившей заключить торговые соглашения с третьими странам.

Правда, Валерий Мунтиян убеждает, что эта норма для Украины не опасна. "Украина отстояла свою позицию в этом вопросе, — говорит он. — Вводить импортную пошлину участники ЗСТ смогут лишь тогда, когда объемы импорта из страны, ставшей членом другого торгового блока, будут угрожать их экономической безопасности. Но даже при этом для начала государства будут проводить экономические консультации, а введение пошлин будет проходить по четко прописанной процедуре". Размер такой дополнительной пошлины, по его словам, будет составлять 5%.

Если Мунтиян прав, а Украина подпишет соглашение о зоне свободной торговли не только с СНГ, но и с ЕС, возможно, ей и удастся усидеть на двух стульях сразу. Хотя сам факт петербургского соглашения говорит о том, что президент Янукович, похоже, от второго — европейского — стула готов уже отказаться.