Три слагаемых

Игорь Дорошенко о том, в каких направлениях развивать интернет-банкинг в Украине

Интернет-банкинг становится все более популярным каналом продажи банковских услуг. Фактически каждый второй банк предлагает воспользоваться его продуктами посредством электронных каналов. В борьбе за внимание потребителя каждое финучреждение пытается выделиться, в первую очередь, за счет функциональности своих систем. Наш опыт подтверждает, что зачастую эта стратегия далека от реальных нужд большинства потребителей. Клиентам нужна "функциональная простота" — набор востребованных и интуитивно понятных функций.

Первое, на что необходимо сделать акцент, — простота денежных переводов. Это самый востребованный продукт — от переводов между счетами и картами клиентов до переводов по номеру мобильного телефона. Наша динамика показывает, что за этим направлением будущее: с момента запуска услуги переводов по номеру карты, а также удобных переводов по номеру счета в режиме онлайн количество платежей увеличилось на 600%. Причина в том, что это быстро и удобно: не надо знать все реквизиты, заполнять сложное назначение платежа. Три клика — и деньги уже у получателя.

Второй важный аспект — это безопасность. Все банки делятся на удобные, где пользователю нужно сделать минимальное количество действий, чтобы зайти в интернет-банкинг, но это не всегда надежно с точки зрения сохранности денег на счетах, и финучреждения, которые слишком беспокоятся о безопасности системы и с этой целью пытаются максимально усложнить вход и совершение операций в ней. В этом вопросе важна золотая середина — инструментом может быть двухфакторная аутентификация, основанная на подтверждении логина и пароля клиента ОТР-кодом, моментально поступающим в виде SMS на мобильный телефон клиента. В дополнение может использоваться виртуальная клавиатура. Клиентам необходимо подтвердить паролем вход в систему, а также осуществление каждого платежа. Но, по сути, это не должно их волновать. Именно в максимальной защите пользователей систем интернет-банкинга состоит функция банков. К примеру, можно незаметно анализировать шаблоны поведения клиентов и в случае возникновения каких-то подозрительных операций предпринимать шаги, чтобы максимально ограничить негативный результат. Система, производящая подобный эвристический анализ, стоит немало и требует точной настройки, но результат соответствует ожиданиям.

И, наконец, третья слагаемая — это стоимость. Интернет-банкинг должен быть бесплатным для пользователей. Клиент не должен платить, наоборот, он должен быть мотивирован дополнительной лояльностью в виде бонусов по отдельным продуктам. Почему же тогда при всей простоте этих подходов только 10% клиентов готовы использовать интернет-банкинг? И только 2% клиентов активно им пользуются?