НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,25

42,15

EUR

44,27

44,00

В политику без долгов

Как руководитель крупнейшей компании страны Юрий Бойко поставил сразу два кадровых рекорда. Он оказался самым большим "долгожителем" в должности главы "Нафтогаза Украины" при старом Президенте и последним из когорты менеджеров госхолдингов, которых уволил

Как руководитель крупнейшей компании страны Юрий Бойко поставил сразу два кадровых рекорда. Он оказался самым большим "долгожителем" в должности главы "Нафтогаза Украины" при старом Президенте и последним из когорты менеджеров госхолдингов, которых уволил Президент новый. Что не менее важно: после своего ухода из НАК Бойко не последовал примеру некоторых своих предшественников, а остался в Украине и сообщил об уходе в публичную политику. В прошлую субботу его ждало первое боевое крещение в новой ипостаси — Юрий Бойко возглавил Республиканскую партию Украины и получил первого политического оппонента в лице Юлии Тимошенко

Треть нашего общения Юрий Бойко рассказывал о тринитротолуоле, взрывной волне и экологических последствиях использования взрывчатки. Иногда даже складывалось впечатление, что человек, который еще полтора месяца назад контролировал 1/6 украинского ВВП, ностальгирует за временами, проведенными на оборонном предприятии провинциального городка в Луганской области.

Бойко утверждает, что вполне был доволен карьерой на рубежанской "Заре" и не собирался менять род деятельности. Однако судьба, или правильнее сказать — областное начальство, решило иначе и посоветовало Киеву назначить Бойко на должность почти обанкротившегося Лисичанского НПЗ. Кстати, этот выбор тогдашнего губернатора Ефремова не сильно порадовал премьер-министра Валерия Пустовойтенко, который имел на завод свои виды. Спор разрешил Леонид Кучма, который после короткого общения с директором "Зари" решил, что руководство большим НПЗ ему вполне по силам.

Об особом отношении президента к "молодым директорам", в которых он якобы видел себя в молодости, всегда говорили достаточно много. В Луганской области образца 1999 года работали сразу два представителя этой когорты — Юрий Бойко и Олег Дубина. Последний через Алчевский меткомбинат и "Криворожсталь" попал на должность первого вице-премьера и не забыл о своем коллеге из Лисичанска. В 2001 году Бойко покидает уже приватизированный ЛиНОС и отправляется в Киев, где его ждало место руководителя корпорации "Укрвзрывпром", однако по приезде в столицу старый знакомый Олег Дубина предлагает другой вариант — отправиться на Кременчугский НПЗ.

Люди, которым в разные времена приходилось работать с Бойко на нефтерынке, отмечают его главную особенность: этот человек никогда не давал пустых обещаний и не оставлял после себя долгов. Что это значило на НПЗ, будь то Лисичанск или Кременчуг, объяснять не нужно. В конце девяностых взять у трейдера нефть и "забыть" ему отдать переработанное топливо у директоров считалось делом вполне привычным.

Тема долгов стала ключевой и когда Бойко, с подачи все того же Олега Дубины, переехал в столицу на должность председателя правления "Нафтогаза Украины". Ему удалось вернуть $310 млн. Туркменистану и наладить бесперебойную поставку голубого топлива. Он же является инициатором схемы погашения долга в $1,43 млрд. перед российским "Газпромом", который сформировался еще его предшественниками. Украина решила эту проблему, не потратив ни копейки живых денег.

Описывать все достижения бывшего руководителя НАК смысла нет, поскольку за три года его работы это неплохо делала "идеологическая машина" "Нафтогаза", что тоже в определенной степени можно считать достижением Бойко. Как бы там ни было, в марте Юрий Бойко покидал компанию с возросшим в два раза оборотом, чистую от долгов перед туркменами и "Газпромом", с ливийским проектом по добыче нефти и самым большим в стране Кременчугским НПЗ, который Бойко просто увел из-под носа у двух отечественных и одной татарской ФПГ.

Оказалось, уходил Бойко не в пустоту (хотя вряд ли бы менеджер такого уровня долго оставался безработным), а на заготовленный "запасной аэродром" в виде Республиканской партии, зарегистрированной загодя нардепом Юлием Иоффе. Об успешности этого проекта в 2006 году пока сказать трудно. Не исключено, что в списке партии окажется немало людей эпохи Леонида Кучмы (если даже не он сам — хотя эти слухи упорно опровергаются), которые в силу разных причин оказались неугодны нынешней власти.

Интересно, что с оппонентами новоявленный лидер "республиканцев" Юрий Бойко, похоже, уже определился. Две недели назад он раскритиковал инициированные Юлией Тимошенко проверки "Нафтогаза" и припомнил ей $400 млн. долгов корпорации ЕЭСУ перед российскими компаниями: "…Она мне сказала, что можно жить и с долгами. Естественно, ей можно жить, поскольку ЕЭСУ ассоциируют с фамилиями Тимошенко и Лазаренко. "Нафтогаз" себе такой роскоши позволить не мог, потому что это лицо страны".

Как и любая другая красивая женщина, Тимошенко могла простить все на свете, кроме "наезда" на "лицо", поэтому в прошлую субботу, когда Юрия Анатольевича выбирали лидером партии, послала ему устрашающий меседж: "Есть такой руководитель НАК, уволенный Юрий Бойко… Хочу сказать, что он не зря бьется в истериках (? — ред.), потому что ощущает, что за то, что государство недополучало в 2003 и 2004 годах по шесть с половиной миллиардов гривен, кому-то за это отвечать однозначно придется". Сам Бойко считает такую реакцию постреволюционным синдромом, когда власти выгодно делать из старых кадров "врагов народа", дабы отвлечь внимание от собственных ошибок. И предлагает судить по конкретным результатам его работы, которая, по его собственному утверждению, всегда сводилась к отстаиванию интересов Украины.

Бойко Юрий Анатольевич

Глава Республиканской партии Украины, экс-председатель правления НАК "Нафтогаз Украины"

Родился 9 октября 1958 года в городе Горловка (Донецкая обл.).

Образование

Закончил Московский химико-технологический институт им. Менделеева по специальности "химик-технолог". В 2001 году получил второе высшее экономическое образование.

Карьера

1981-1999 гг. — мастер, старший мастер, начальник цеха, заместитель директора по производству и маркетингу, директор химического завода "Заря" (г. Рубежное, Луганская обл.).

1999-2001 гг. — гендиректор Лисичанского НПЗ.

Август 2001 — февраль 2002 гг. — председатель правления ЗАО "Укртатнафта" (Кременчугский НПЗ).

Февраль 2002 — март 2005 гг. — председатель правления НАК "Нафтогаз Украины".

Апрель 2005 г. — глава Республиканской партии Украины.

Юрий Бойко награжден Орденом Президента Туркменистана за полное погашение долгов Украины за газ перед этой страной. Кавалер ордена "За Заслуги" II и III степеней. Герой Украины.

Лучший бизнесмен 2003 года по версии журнала "Корреспондент".

Победитель рейтинга "ТОП-100. Лучшие топ-менеджеры Украины" за 2003 год.

Родители

Отец — инженер, работал главным инженером на крупном оборонном заводе в Горловке.

Мать — энергетик.

Семья

Жена — по специальности химик-технолог, работала в НИИ г. Рубежное. Сейчас воспитывает детей.

Старший сын Анатолий, 23 года — окончил Киевский политехнический институт.

Работает на северодонецком заводе "Стеклопластик".

Старшая дочь Ярослава, 21 год — студентка института иностранных языков, замужем.

Ульяна, Юрий — школьники.

Младшая дочь Маша, 2 года.

Стиль жизни

Доходы

Официальная зарплата в прошлом году составила около 40 тыс. грн. Есть счет. Точную сумму назвать затрудняюсь, однако проценты составляют порядка $5 тыс. в месяц. Я не бедный человек, ведь на том же Лисичанском НПЗ, после прихода ТНК, моя зарплата и бонусы соответствовали уровню западных топ-менеждеров. Владею пакетами акций Луганского электроаппаратного завода и Киевского деревообрабатывающего комбината. Хотя прибыли эти активы не приносят, и я, честно говоря, уже давно не интересовался их судьбой.

Автомобиль

Авто, который числится лично на мне, — ВАЗ 21-01 1978 года выпуска. Служебный Mercedes G 500.

Часы

Австрийские часы Gala, 1938 года выпуска. Мне они перешли как фамильная реликвия от деда-фронтовика. Ношу с 1975 года.

Отпуск

За границей чувствую себя очень неуютно. Еще в начале девяностых, когда было много загранкомандировок, понял, что это не мое. Поэтому обычно отдыхаю с семьей в Крыму.

Кухня. Рестораны

В рестораны практически не хожу, а от слов "карпаччо" или "суши" у меня начисто пропадает аппетит. Люблю простую украинскую еду без выкрутасов. Когда-то знакомых "олигархов" из "Газпрома" затащил в ресторан "Хуторок" и предложил накормить по-своему. Попросил принести капусту с соленьями, селедки, картошки, сала, ну и, конечно, охлажденной водки. Что вы думаете — ели с превеликим удовольствием.

Одежда

За одеждой хожу очень редко — раз в полгода. Спортивную покупаю в два раза чаще. Предпочтений отдельным маркам не отдаю — что понравилось, то и беру. Костюмы стараюсь покупать у одного хорошего знакомого, хозяина магазина деловой одежды. Например, костюм Valentino, который сейчас на мне, посоветовал именно он.

Досуг

После ухода из "Нафтогаза" стал чаще бывать с семьей. Для меня трудно придумать лучшее времяпрепровождение.

Спорт

Кроме бизнеса и семьи, спорт третья важная составляющая моей жизни. Люблю хоккей, футбол, беговые лыжи зимой, водные — летом. У нас даже есть своя хоккейная команда — собираемся после работы на "Льдинке" или "Соколе". А по утрам в воскресенье играю в футбол. Тоже постоянной командой.

Чтение

Люблю публицистику и историческую литературу. Любимые авторы — Ремарк, Ильф и Петров, Зощенко, Бабель. Недавно увлекся Акуниным.

Смысл жизни

Об аполитичности

В 26 лет я стал начальником цеха на предприятии "Заря", одном из самых крупных химических заводов оборонного профиля. Через полтора года наш цех стал передовым, а меня даже включили в резерв на секретаря горкома партии. Однако партийная карьера меня никогда не прельщала. Однажды, когда меня хотели забрать работать в горком, даже пришлось "сбежать" в командировку, чтобы остаться работать на заводе.

О поворотах в карьере

"Заря" была для меня родным домом, у меня были четкие планы по развитию предприятия. Нефтеперерабатывающий завод был для меня другим миром — я с трудом понимал, что такое нефть, где ее брать, и как вообще работает эта система. У меня не было никакого желания переходить на ЛиНОС, и предложение я поначалу воспринимал в шутку. Однако тогда кандидатуры на НПЗ просто не было. Завод остановился, зарплаты не платили, директор не пользовался доверием нефтетрейдеров. Я не хотел подставлять губернатора, поэтому согласился.

О единомышленниках

Когда я руководил Лисичанским НПЗ, Олег Дубина возглавлял Алчевский меткомбинат. Это были два самые крупные предприятия в области. По многим вопросам у нас был общий подход к делу, поэтому зародились хорошие отношения. Когда он стал вице-премьером, то предложил мне навести порядок на Кременчугском НПЗ. Мое назначение в "Нафтогаз" — тоже его идея. Сейчас мы по-прежнему поддерживаем добрые отношения.

О профессионалах

Нынешние проблемы с топливом объясняются крайне просто — от принятия решений в отрасли отстранили профессионалов. Я говорю не о себе, а о многих людях в том же "Нафтогазе", которые представляли себе, как влиять на отрасль рыночными методами.

О Леониде Кучме

Личной дружбы у меня с ним не было. Он просто доверял мне, понимал, что любую задачу, которую он поставит, я сделаю без ущерба для государства. Мы сохранили с Леонидом Даниловичем хорошие отношения.

О приходе в политику

Я руководил самой большой компанией в стране. Для меня любое назначение куда-то в бизнес было бы стагнацией. Поэтому я решил поменять сферу деятельности и пойти в политику. Хотя сфера новая — думаю, что быстро освоюсь. У нашей партии хорошая идеология и мы строим долгосрочный проект.

Карьера

В 1999 году на Лисичанском НПЗ было несколько финансовых потоков, предприятие попросту разворовывали. Работники вели нищенское существование. Никогда не забуду своего первого общения с трудовым коллективом — лето, жара, стоит женщина и на глазах у всех прячет под одежду бутылку из-под "колы" с бензином. Я затребовал все финансовые документы и понял, что на зарплату там хватало, ее просто не хотели платить. С первого дня распорядился выплатить зарплату, потом свел воедино все финансовые потоки и через полтора месяца запустил завод.

Долги предыдущих поколений были главной бедой всех украинских НПЗ. Когда брался ресурс на переработку, то любой руководитель должен был отдавать его часть в счет старых долгов. Получалась своего рода пирамида: поставщик завозил нефть, директор ему обещал отдать переработанное топливо, потом говорил, что не получилось, а тем временем рассчитывался с теми, кто поставлял нефть раньше. У меня в этом плане была четкая дисциплина — вот ты поставил нефть, и день в день получил нефтепродукты. Со старыми долгами завод рассчитывался уже со своего заработка. И в Лисичанске, и в Кременчуге принцип работы у меня был прост — поставщики были уверены, что их не обманут и за свои деньги они получат нефтепродукты.

Без инвестора, который бы располагал собственным ресурсом нефти, у Лисичанского НПЗ не было будущего. Мой хороший приятель, первый замминистра энергетики России, однажды пригласил меня в Москву и сообщил, что есть люди, которые заинтересованы в покупке предприятия. Это был Герман Хан из Тюменской нефтяной компании. Он рассказал мне, что из себя представляет ТНК, на какие ресурсы может рассчитывать завод после приватизации и поставил условия продажи: добиться принятия закона о списании старых бюджетных долгов, временно "завести" на ЛиНОС украинскую нефть и отсрочить хотя бы на полгода арбитражный суд по банкротству. Кстати, закон по списании долгов Лисичанского НПЗ в парламенте принимали в тот же день, когда премьером стал Виктор Ющенко. Позже представители ТНК встретились с ним в Киеве, показали инвестпрограмму и летом 2000 года приватизировали завод.

У нефтепровода "Одесса — Броды" одна беда — эта труба слишком заполитизирована. Нам пришлось поработать с множеством структур, которые даже никогда в жизни не видели маршрутную телеграмму по прокачке нефти, и, тем не менее, рьяно доказывали, что нужно качать на север.

Летом прошлого года группа "Приват" договорилась, что акции Кременчугского НПЗ под предлогом создания вертикально интегрированной нефтяной компании (ВИНК) передадут "Укрнафте". Об этой схеме я узнал, когда указ уже увидел свет. Татарстанские акционеры завода сразу обратились к послу Черномырдину с просьбой не допустить передачи. На встрече с Леонидом Кучмой я сказал, что может произойти международный скандал. Спустя некоторое время президент вызвал меня еще раз и сказал, чтобы я создавал ВИНК на базе "Нафтогаза". Мы достаточно быстро договорились с частью татарстанских акционеров и поменяли руководство Кременчугского НПЗ. У меня не было претензий к бывшему руководителю завода Павлу Овчаренко. В разговоре я попросил его понять меня правильно — завтра с НПЗ будут требовать соблюдения цены и работы в рамках государственной политики, а у него позиция одна — он работает на Александра Ярославского. Осенью прошлого года ВИНК на базе "Нафтогаза" выполнила свою роль экономического регулятора. За счет Кременчугского НПЗ, Шебелинки и "Укрнафты" мы сдержали цены в отрасли.

Позиция

Опасаться осложнений "газовых" отношений с Россией нам не стоит. Существующие договоры заключены таким образом, что мы застрахованы от любых недружественных проявлений. Это касается договоров о транзите, о покупке туркменского газа через компанию "РосУкрЭнерго", о погашении долгов, об использовании наших ПХГ.

Переход на денежные расчеты за газ, о котором заявляли некоторые члены правительства, для Украины невыгоден. 25 млрд. куб. м газа, которые мы получаем в счет оплаты за транзит, "Газпрому" легче продать в Европе, а не нам по $50, и получить дополнительно $3 млрд. Мы же будет покупать у них газ первый год по $80, второй — по $100, а на третий нам вообще поставят европейские цены — $140. Тем более что "Газпром" вполне может посчитать по европейским ценам транзит туркменского газа до границы Украины. А это ни много ни мало 2400 километров.

Развитие газотранспортного консорциума в том виде, в котором он существует сейчас — на базе новых мощностей, должна лоббировать в первую очередь Украина. Россиянам проще заниматься своими проектами. Мы же получаем дополнительный транзит газа и резервную трубу-гарант. В ближайшие десять лет альтернативы украинской ГТС для России не будет, однако потом такие "обходные пути" вполне могут появиться. Об этом украинской власти стоит подумать уже сегодня.