Риск и доходность, налоговая среда, политическая стабильность и репатриация прибыли как ключевые составляющие эффективного инвестирования — точка зрения Игоря Прасолова, одного из наиболее успешных топ-менеджеров страны, ставшего парламентарием
В 1994 году группа украинских экономистов в Вашингтоне, в которую входил и наш собеседник, участ-вовала в обсуждении стимулов для вложения капитала в ту или иную страну. Оказалось, для любого инвестора — будь он представлен небольшой компанией или крупным инвестиционным фондом — необходимо соблюдение нескольких ключевых принципов: оптимального сочетания риска и доходности, благоприятной налоговой среды, политической стабильности и возможности репатриации прибыли.
В те времена растущий объем иностранных инвестиций, выходящих на развивающиеся рынки, тогда был вызван прежде всего глобальным экономическим подъемом, начавшимся в 1992-1993 гг. Более того, поризошло крушение социалистического блока, открытие фондовых рынков стран Восточной Европы и государств бывшего СССР для зарубежных инвесторов. Во многом благодаря иностранным инвестициям немало стран с переходной экономикой смогли занять достойное место в мировой системе разделения труда. Украина подобным успехом пока похвастаться не может. Несмотря на то что динамика инвестиций — и иностранных в том числе — позитивна, экономика все еще задыхается от отсутствия капитала.
За 12 лет Игорь Прасолов успел увидеть изнутри как бизнес портфельных инвестиций (возглавляя инвестиционную компанию "Керамет Инвест"), так и работу производственного сектора. Именно он руководил одной из крупнейших бизнес-структур Украины — корпорацией "Систем Кэпитал Менеджмент" — в период ее становления.
Насколько совместимы два мира — инвестиций в акции и стратегических капиталовложений, и возможно ли продуктивное взаимодействие иностранных и отечественных инвесторов в рамках экономики — об этом как раз мы и будем говорить с народным депутатом Украины Игорем Николоевичем Прасоловым.
– Почему так произошло, что до нынешнего года мы так и не стали подходящей для внешнего инвестирования страной, и может ли измениться ситуация с началом работы нового состава депутатского корпуса?
– По данным Госкомстата на 1 июля 2006 года, объем прямых иностранных инвестиций в Украину составил более $18 млрд. Это меньше $400 на человека с 1994 года. В нашу страну так мало инвестируется именно потому, что принципы, указанные вами выше, не соблюдаются. В Украине нет эффективного рынка капитала.
Можно ли изменить ситуацию? Конечно, можно. Много в этом вопросе зависит от политиков, от работы нового депутатского корпуса. Очень важно, что новый парламент разумнее, цивилизованнее балансирует интересы различных общественных групп. Теперь нужно, чтобы это стало системой.
– Законы переходных периодов неумолимы: чтобы перейти на режим экономического роста, необходимо пройти тяжелый период кризиса и структурной ломки экономики. Инвестиционная сфера из-за высокого риска долгосрочных вложений остается малопривлекательной для банковского капитала и иностранных инвесторов. Что нужно сделать для преломления этой тенденции?
– Проблема инвестирования в производство стоит остро и будет стоять остро, как, между прочим, в любой стране с развивающейся экономикой. Радует то, что в этом вопросе в Украине произошел крупный сдвиг. Вслед за капиталовложениями отечественных бизнесменов пришли деньги и иностранных инвесторов.
Нам действительно нужно преодолеть еще много барьеров в экономике, но прежде необходимо изменить общественное сознание. И основным локомотивом в этом процессе должны быть лидеры нации. Они должны инициировать качественный скачок в Украине. Весь вопрос в мощности и скорости движения.
В ближайший год в украинскую экономику нужно привлечь минимум $22-24 млрд. капитальных инвестиций
– Игорь Николаевич, не является ли для вас спорным мнение, что в нашей отечественной экономике произошел мало кем замеченный, если можно так выразиться, финансовый "перекос": не прибыль, а увеличение издержек, "накручивание" расходов стали фактором накопления украинского капитала как внутри государства, так и за его пределами. Вывезенный из страны капитал — это ведь увеличенные издержки в самой Украине, это реакция на иррациональность налоговой политики. Поэтому уже с позиций законодателя и имея огромный предпринимательский опыт, скажите, какие еще существуют особенности украинского рынка капиталов?
– В период так называемого первоначального накопления украинского капитала, извините за тавтологию, накапливал капитал кто как мог.
Зарубежных инвесторов не интересует, как вывозился в 90-е годы капитал из Украины. Их интересует, что может случиться с их капиталом, если они займутся бизнесом или станут портфельным инвестором в сегодняшней Украине.
Теперь дальше. Особенность украинского рынка капиталов заключается в его неразвитости. Причем развитие денежного рынка у нас значительно опережает развитие рынка ценных бумаг. Какой-то украинской специфики этого рынка я не вижу. Мы не определились точно, какой фондовый рынок нам нужен.
Более того, необходимо выработать ясную, четкую стратегию развития нашей страны: куда идти, зачем, когда и как мы туда придем. Государство должно направить экономические интересы бизнесменов в русло экономического прогресса страны. Все это поднимет имидж Украины. Тогда Украина будет одним из лидеров мира. Главное в том, что с потенциалом и духом наших людей можно построить высокоразвитое государство.
– В прошлом году состоялись громкие покупки иностранными инвесторами наших крупнейших предприятий в металлургической отрасли и в банковской сфере. Но по сей день не утихают споры экспертов, политиков: чего же больше — позитивного или негативного — мы получили от этих сделок? Усилились или наоборот ослабли наши позиции на мировых рынках? К слову, участвуя в апреле этого года в работе Пражского экономического конгресса, я отметил высказанную далеко не одним участником мысль о том, что в нынешнее время, в том числе и в связи с расширением деятельности транснациональных компаний, все большее значение приобретают экономические, а не политические границы...
– Завоевание нашими компаниями зарубежных рынков товаров и услуг нужно приветствовать и поощрять. Однако вывоз капитала — вот важное качество передовой национальной экономики. Вывоз капитала есть тогда, когда в стране существует его избыток. К этому мы должны стремиться. А сегодняшняя ситуация — $218 млн. украинских прямых инвестиций за границей — понятно, никуда не годится.
Что касается иностранных инвесторов, то в их приходе, конечно, больше позитивного. Но не надо думать, что они будут снижать цены на товары и услуги как бескорыстные люди. Какую протекционистскую политику проводить? Это вопрос отдельного разговора. Свои конкретные экономические взгляды я пока высказывать не буду.
Бесспорно лишь одно: только национальный бизнес и жители страны — самые заинтересованные люди в прогрессе своего государства.
В отношении границ скажу, что политические границы могут обрубить любую экономическую экспансию. Головокружение от глобализации экономики когда-то пройдет. Ибо главное — в другом.
– Игорь Николаевич, бывая в деловых зарубежных поездках, не было ли мысли, что существуют проблемы из-за подачи негативной информации относительно Украины? С точки зрения законодателя, что в этом направлении можно сделать?
– Мнение о стране формируется на основе реальных политических и экономических фактов. И когда есть постоянная негативная информация, скорее всего, что-то у нас действительно не так (откровенную клевету в расчет не берем). Хотя слышать плохое о своей стране не хочется.
Мне очень близки слова из песни "Родина. Пусть кричат уродина, а она мне нравится, хоть и не красавица". Пока не красавица. Мы, жители этой страны, должны раскрыть, показать и возвеличить ее красоту.
Теперь о роли законодателей. О стране, кроме всего прочего, судят по тому, какие законы в ней есть и как они действуют, т. е. соблюдаются. Поэтому роль законодателя значительна.
Попутно скажу, что принятие нормативных актов без учета объективных экономических законов, действующих в стране, недопустимо. Просто законы не будут работать, что только увеличит хаос и нанесет вред экономическому прогрессу.
– В СМИ нередко обнаруживаю неточности и неверные акценты в отношении определения и характеристики поведения различных зарубежных инвесторов — от спекулятивных до долгосрочных. Особенно из-за этого "страдают" венчурные и портфельные инвесторы. Спектр их деятельности расширяется в Украине. И все же преобладание каких средств будет наблюдаться в ближайшее время? Будут ли усиливаться тенденции на либерализацию правил доступа нерезидентов?
– Ответить на эти вопросы можно лишь исходя из стратегии Украины. Думаю, что в документе "Реализация стратегии украинского государства" обязательно будет написано, зачем и когда нам нужны деньги нерезидентов, в каком объеме и в каком виде. План реализации стратегии также должен будет установить направления капиталовложений.
В ближайший год в украинскую экономику нужно получить минимум $22-24 млрд. капитальных инвестиций, чтобы сделать из Украины более конкуренто-способное и влиятельное государство.
В заключение хочу сказать, что крайне важно качество поступков экономических субъектов страны. От них и от желания лидеров страны зависит качество нашего пути.
Биографическая справка
Прасолов Игорь Николаевич. Родился 4 февраля 1962 года в г. Песчаный Мурманской области в России. С 1979 года по 1980 год — работал электрослесарем на Новочеркасской ГРЭС. С 1980 года по 1982 год — срочная воинская служба. Закончил Ростовский государственный университет им. Суслова по специальности "Политическая экономия". В 1987-1993 годах — ассистент и аспирант кафедры политэкономии естественных и гуманитарных специальностей Донецкого государственного университета. С 1993 года по 2000 год работал Генеральным директором ЗАО "Инвестиционная Компания "Керамет Инвест". В 2000-2005 годах — Генеральный директор ЗАО "Систем Кэпитал Менеджмент". С 25 мая 2006 года — Народный депутат Украины V созыва. Член Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета, заместитель Руководителя Постоянной делегации Верховной Рады Украины в Парламентской ассамблее Организаций Черноморского экономического сотрудничества (ПАЧЭС).