Временные уступки

Скандальные законы о диктатуре отменены, глава Кабмина подал в отставку, но оппозиция по-прежнему не исключает силового развития событий

В минувший четверг президент Украины Виктор Янукович объявил о "выполнении всех обязательств", которые взяла на себя власть, чтобы урегулировать политический кризис, переросший в уличные протесты и захват обладминистраций. На первый взгляд, достигнуто немало. Глава государства удовлетворил прошение премьер-министра Николая Азарова об отставке и в тот же день, 28 января, парламент отменил скандальные законы "от 16 января". Позднее на подпись президенту был передан закон об амнистии участников протестов, и к вечеру пятницы 31 января все законы были завизированы.

Кроме этого, правящая Партия Регионов призвала мировую общественность стать посредниками в процессе реализации закона об амнистии. И вместе с президентом рекомендовала оппозиции отбросить личные амбиции и освободить захваченные административные здания в Киеве и регионах (последнее — одно из условий применения разработанного в ПР закона об амнистии).

Ни мировая общественность, ни оппозиция не спешат принять предложения властей или выполнять их призывы. Причина недоверия кроется в половинчатости предпринятых мер. Что, в свою очередь, дает, например, возможность властям быстро восстановить утраченные позиции, как только протестующие разойдутся по домам. Или, наоборот, не сделать этого.

Шаг вперед, два назад

В ответ на заявление президента в партии "УДАР" обвинили Виктора Януковича в лукавстве. Оппозиция требовала выпустить на свободу всех граждан, арестованных правоохранителями за участие в акциях протеста, включая активистов Автомайдана.

Тем не менее суды и сейчас продолжают выносить решения об арестах демонстрантов, а сотни протестующих до сих пор находятся за решеткой. Дело в том, что вместо оппозиционного законопроекта об амнистии был принят проект регионала Юрия Мирошниченко, который уже окрестили "законом о заложниках" (№737 от 31.01.2014 года). Согласно ему, от уголовной ответственности (по 25 статьям) задержанных участников массовых акций протеста освободят только после деблокирования всех захваченных протестующими зданий, а не наоборот, как предлагала оппозиция. Мало того, закон об амнистии прописан так, что автоматически прекратит свое действие через 15 дней после публикации. 1 февраля закон был опубликован в "Голосе Украины" — соответственно, у протестующих есть время до 16 февраля, чтобы покинуть улицы и админздания. И только если 17 числа "отмашку" на выпуск арестантов — путем размещения на сайте Генпрокуратуры специального сообщения об освобождении зданий и магистралей — даст генпрокурор, арестованые будут освобождены. Иными словами, протестующим дают 15 суток на то, чтобы разойтись. Кстати, только по официальным данным за время массовых протестов в Украине в общей сложности задержаны 234 человека, из них арестованы — 140.

Дабы снизить градус накала страстей, власти согласились отменить девять законов (№№721-729). Четыре из них, не касающиеся ответственности за участие в массовых беспорядках, в тот же день были приняты снова. Напомним, 16 января с нарушением процедуры голосования были приняты законы, значительно сократившие права и свободы граждан, а также ужесточившие ответственность за участие в протестных акциях ("Инвестгазета" №1-2, 2014 г.). Все они были опубликованы в том же номере "Голоса Украины".

Опрошенные "Инвестгазетой" юристы сообщили, что у них пока нет информации о предъявлении обвинений по новым нормам. "Но даже если уголовные производства были начаты, в соответствии со ст. 58 Конституции Украины и ст. 284 Уголовного процессуального кодекса Украины они должны быть закрыты (2 февраля, после того как последние изменения законодательства вступят в силу. — Ред.)", — говорит Юлиана Малеева, юрист Юридической группы LCF.

Кроме того, ничто не мешает парламентариям вернуть скандальные нормы в Уголовный кодекс при удобном случае. Наглядный пример — принятие закона об амнистии, который, по словам лидеров оппозиционных фракций Арсения Яценюка, Виталия Кличко и Олега Тягнибока, принимался так же, как и во время голосования 16 января — с давлением и фальсификациями.

Правда, для того, чтобы продавить "нужный" закон через парламент, президенту пришлось лично уговаривать депутатов Партии регионов. Он приехал в Раду после того, как стало известно, что около полусотни депутатов-регионалов не хотят голосовать за закон об амнистии — по неподтвержденной информации, часть из них были готовы голосовать за законопроект оппозиции. Но президент посулил народным депутатам от ПР распустить парламент. И добился своего — законопроект Мирошниченко был принят.

Взаимные страхи

Сейчас парламент остался фактически единственным местом, где еще можно мирно разрешить политический кризис. Депутаты могут сформировать новое правительство, инициировать конституционную реформу и назначить новые выборы, в том числе президентские. Согласно заявлению представителя "Третьей республики" Тараса Стецькива, в ближайшее время в парламенте возможно даже формирование нового большинства, если Майдан продолжит давить на власть. По его словам, всегда есть риск, что президент может распустить парламент, как только утратит над ним контроль.

На словах власти поддерживают даже конституционную реформу. Так, спикер ВР Владимир Рыбак заявил, что очередная сессия парламента 4 февраля должна начаться с создания временной специальной комиссии по подготовке изменений в Конституцию. А по словам депутата ПР Евгения Балицкого, треть парламентских регионалов поддерживают идею возвращения к Конституции 2004 года, на чем настаивают представители оппозиции. Проще говоря, они готовы изменить форму правления и усилить парламент, ограничив полномочия президента.


Еще одной уступкой властей, на первый взгляд, можно считать отставку Кабинета Министров. Это было одним из ключевых требований протестующих еще с декабря 2013-го и стало реальностью в минувший вторник. Но премьер Николай Азаров ушел "по собственному желанию", сохранив лицо, а вместо него и.о. премьера стал один из преданных сторонников действующей власти Сергей Арбузов. Министры, в том числе глава МВД Виталий Захарченко, формально также были уволены. Но на практике могут продолжать свою работу еще 60 дней, и только потом, согласно действующей Конституции, президент обязан предложить новую кандидатуру премьера, которым, например, может стать и Николай Азаров. Поэтому первостепенная задача для оппозиции сейчас — это возврат к Конституции образца 2004 года, когда кандидатуру премьера выдвигало парламентское большинство. За эти два месяца в оппозиции надеются создать собственное, хотя бы ситуативное, большинство в ВР.

Но опасность силового разгона Майдана все еще велика. Недавно, к примеру, Кабмин зарегистрировал в Минюсте документы, которые легализовали существование спецподразделения "Беркут". А по словам Арсения Яценюка, в войска поступило обращение президента "о необходимости восстановления конституционного порядка". В оппозиции считают, что власти готовят почву для возможного введения чрезвычайного положения.

Опасения оппозиции разделяют и за границей. К примеру, депутат Европейского парламента, сопредседатель фракции "Зеленые/Европейский свободный альянс" Ребекка Хармс считает, что репрессии против протестующих усилятся, если люди прекратят акции протеста и разойдутся по домам. А чиновники Евросоюза и дипломаты стран Запада не устают повторять о недопустимости "эскалации конфликта" или его "силового решения".

Силовая перспектива

Чтобы предостеречь президента, в Европе подготовили проект решения, которое позволяет временно лишить Украину права голоса на Парламентской ассамблее Совета Европы в случае силового разгона Майдана. Решение может быть принято в апреле 2014 года. Кроме того, в ЕС против украинских чиновников могут быть введены санкции (запрет на въезд и блокирование банковских счетов), если переговоры власти с оппозицией зайдут в тупик.

Составление списков, по словам председателя Комитета по иностранным делам Европарламента Эльмара Брока, может начаться уже на этой неделе. Причина — нежелание президента Украины Виктора Януковича идти на компромисс. "Думаю, это полная утрата чувства реальности, связанная с желанием абсолютной власти", — заявил евродепутат 30 января в интервью Deutsche Welle. Впрочем, Запад не ограничился угрозами. Неделей ранее, после первых смертей протестующих в Киеве, США отменили визы ряду украинских чиновников. Следующими стали власти Канады, которые с 28 января применили визовые санкции для "ключевых государственных деятелей Украины", причастных к подавлению протестов в стране и запугиванию лидеров оппозиции.

Пока же ситуация в Украине остается крайне шаткой и неопределенной. С одной стороны, власть — чуть ли не впервые — пошла на откровенные уступки протестующим. С другой — большинство этих уступок сложно назвать реальными шагами к примирению, поскольку они имеют двойное дно и их легко можно отыграть назад. Дальнейшее развитие событий зависит от стольких факторов, что предсказать, как именно будет развиваться ситуация, сегодня не могут ни представители власти, ни оппозиции, ни протестующие на Майдане.