Здесь будет город-парк

Индустриальные парки как приманка для инвесторов. Почему они нужны местным советам, населению и бизнесу

Спецпроект: КСО/Развитие регионов. Партнер рубрики:

В 2007 году Джанкойский горсовет выделил 25 га в южной части города под строительство индустриального парка "Новый Крым". Власти города планировали создать обустроенную территорию со всеми коммуникациями, на которой смогут работать предприятия самой разной направленности — от консервного завода до швейного цеха. От НДС, налога на прибыль и на доходы физлиц, а также поступлений за аренду земли город рассчитывал получать не менее 10 млн. грн. ежегодно. Одних намерений, конечно, было мало. Чтобы парк заработал, нужно было разработать бизнес-проект его инфраструктуры, построить производственные здания и сооружения, вести переговоры с инвесторами. В конечном итоге "Новый Крым" так и остался декларацией намерений — не нашлось ни инвесторов, ни денег.

Это лишь один пример из десятков нереализованных проектов по созданию индустриальных парков (ИП) в Украине. Привлечь таким образом новые бизнесы в регион пытались немало городов, но получается это у них пока плохо.

В то же время в соседней Польше действуют 66 индустриальных парков. Первый из них — Познаньский — был открыт еще в 1995 году. Сейчас в нем работают около 50 компаний — как производственных, так и научных. Польские ИП предоставляют бизнесу льготные условия, особенно среднему и малому, поэтому дефицита в желающих вести деятельность на их территории здесь не испытывают.

Создание условий

Индустриальный парк — это оборудованная инфраструктурой территория, на которой осуществляется промышленное производство, научно-исследовательская, информационная и телекоммуникационная деятельность. О создании индустриальных парков в Украине задумываются давно. В 2007 году, когда появилась идея "Нового Крыма", начали присматриваться к зарубежным проектам. В 2009-м правительство предложило построить десять индустриальных парков в Киевской, Закарпатской, Харьковской, Херсонской и Ровенской областях. Общая стоимость проектов должна была составить $210 млн. В прошлом году Госагентство по инвестициям и управлению нацпроектам снова заявило о наполеоновских планах государства — создании десяти индустриальных парков за два года. Информации о проекте мало, но на сайте агентства значится сумма, необходимая на разработку ТЭО — 0,3 млн. грн. В настоящее время ищут инвестора.

Сегодня в Украине нет ни одного действующего индустриального парка. Есть проекты, которые называют себя таковыми, но кроме оборудованной территории и удобного географического расположения бизнесу они ничего предложить не могут. К примеру, в Шостке Сумской области на мощностях бывшей фабрики "Свема" — лидера советского производства кинопленки — создали что-то похожее на индустриальный парк с одноименным названием. На территории в 326 га, принадлежащей фабрике, работают около 30 предприятий, выпускающих продукцию на 400 млн. грн. ежегодно. Но проект заполнен только наполовину — особого интереса к "Свеме" у бизнеса нет, ведь никаких льгот от местных властей ждать не приходится.

Льготы и преференции — самый важный фактор привлечения бизнеса в регионы. Об этом хорошо знают в Калужской области (Россия). Всего за десять лет область стала лидером по темпам роста и смогла привлечь более 70 иностранных компаний, которые открыли там свои производства. Чем Калуга лучше Шостки? Местная власть поспособствовала строительству шести индустриальных парков, в которых, кроме хороших условий для работы, предприятия получают пониженную ставку налога на прибыль в размере 15,5% и полное освобождение от налога на имущество на срок до четырех лет.

К тому же документы на открытие производства там оформляются в рекордно короткие сроки. "Если в Москве только на согласование документов уходит не менее 500 дней, то у нас за это время строится и открывается завод", — рассказывал Анатолий Сотников, гендиректор Агентства инновационного развития Калужской области в интервью "Инвестгазете" (№ 19-20 от 22 мая 2013 г.) В среднем с момента заключения сделки до выпуска первой партии продукции на территории ИП проходит около года. Такие условия работы привлекли в Калужскую область дочерние предприятия мировых гигантов — Samsung Electronics, Nestle, Volkswagen, Volvo, Peugeot Citroеn, Mitsubishi Motors Corporation, Berlin Chemie. Только один из шести индустриальных парков — "Грабцево" — принес области 68,2 млрд. руб. (почти $2 млрд.) инвестиций, не считая ежегодных поступлений от налогов.

Индустриализация мира

Опыт многих стран, на который ссылаются инвестиционные агентства, показывает, что создать индустриальный парк несложно, а вложенные в него деньги быстро окупаются. В Турции первый индустриальный парк появился в 2002 году. Всего за восемь лет было создано 148 ИП, которые привлекли в страну сотни международных компаний. За это время ВВП Турции вырос почти в три раза — с $231 млрд. в 2002-м до $736 млрд. в 2010 году, а экспорт — с 36 млрд. до $114,0 млрд. Чехия в 2000-2005 годах создала 100 индустриальных парков, причем большую их часть за счет государственного и местных бюджетов. Инвестировав около 200 млн. евро, спустя пять лет страна получила 9 млрд. евро инвестиций и 70 тыс. новых рабочих мест. Развивают индустриальные парки и другие страны мира. Например, в США действуют более 400 парков.

В Украине Закон "Об индустриальных парках" вступил в силу только год назад, но он все еще порождает больше вопросов, чем дает ответов. К примеру, до сих пор непонятно, кто должен финансировать подготовку и развитие ИП, кто будет ими управлять, какие преференции смогут предложить местные власти. В том же Госагентстве по инвестициям и управлению нацпроектами зарегистрировано более 100 заявок от малых и средних городов на создание индустриальных парков. Но из-за запутанной процедуры ни один из проектов не запущен в работу. Пожалуй, самый известный из потенциальных ИП — парк в поселке Малиновка Чугуевского района Харьковской области. Местные власти собираются подавать в Киев документы на разрешение строительства площадки. На территории в 120 га планируется разместить предприятия по производству экологически чистых продуктов.

Мнение эксперта

Александр Толкач,

директор по внешним связям, член правления ДТЭК

Создавать индустриальные парки в Украине будет сложно. Несмотря на всю красоту идеи. Несмотря на появившийся наконец-то в прошлом году закон. И не потому, что это дорого: 1-2 млн. евро — не так уж много с точки зрения инвестора. Сложно, скорее, потому, что пока непонятно.

Например, непонятно, каким должен быть индустриальный парк. Ведь успешных парков не так уж много — по статистике, не более 10%. Правильное инженерно-экономическое исследование — пожалуй, самое важное условие успеха. Оно необходимо и для выбора участка, и для подбора схемы создания инфраструктуры, и для определения того, какие виды бизнеса должны присутствовать именно здесь. С учетом региональных особенностей, географии, наличия необходимой рабочей силы…

Непонятно, кто будет финансировать подготовку и развитие этих парков и кто будет ими управлять. О том, что этим в Украине будут заниматься муниципалитеты, нечего и думать — у них нет средств зачастую даже на латание дыр. Но даже если найдутся бюджетные деньги, госпроект = это льготы. А льготы могут быть опасны: они легко приводят к злоупотреблениям и губят хорошую идею.

Зачем индустриальные парки нужны бизнесу? Можно зарабатывать на аренде участков промзоны или их продаже. Можно улучшить собственные позиции на рынке. Первые такие проекты в Европе создавались скорее как кластеры, которые помогали конкурентоспособности каждой из компаний-участников за счет концентрации предприятий отрасли в одном месте. Сейчас основной смысл индустриальных парков в том, чтобы начинать бизнес на территории было легко. Коммуникации подведены, документы оформлены — заходи и работай.

В Украине со сложным инвестиционным климатом и слабой бизнес-средой индустриальные парки больше всего нужны для развития регионов. Именно социальная составляющая этого проекта нам интересна. Легко понять, почему: например, в Ровеньках и Свердловске, где планируется один из трех парков, создание которых курирует ДТЭК и выделил на это 16 млн. грн., уже через 30-40 лет закончится уголь. А ведь это отрасль, в которой работает более 90% населения региона. Развитие региона — это и развитие нашего бизнеса тоже. Такая проблема существует у всех моногородов: любая оптимизация производства может закончиться трагедией. Нужно иметь альтернативу.