- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Life
- Дата публикации
Андрей Кокотюха: пересмотреть киноклассику — получить толчок к новым идеям
Писатель Андрей Кокотюха для "АНТИдеграданта":
Второе десятилетие двадцать первого века задало в кино тон, который, наверняка, мало кто заметил. А если заметил — не придал значения. Неформальным слоганом этого явления может стать избитая фраза: "Не пытайтесь повторить это!" Речь о возвращении кино, прежде всего — европейского, к истокам: монохромному изображению и отсутствию звука. Именно эти проекты становились наиболее заметными, получали и получают заслуженные награды. Но если кто-то захочет встать на путь победителей — ничего не выйдет. Наиболее характерные примеры — "Артист" Мишеля Хазанавичуса (2011) и "Племя" Мирослава Слабошпицкого.
В первом случае — черно-белая стилизация под "протосинематограф", но с титрами, которые обозначают диалоги. Во втором есть цвет, но при этом нет даже титров, кроме начальных и финальных. История рассказана языком глухонемых. Обе европейских истории — жанровое кино, которое изо всех сил прикидывается экспериментальным. И маскировка удается.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.ua"Артист" — мелодраматическая комедия и одновременно — "фильм о фильме". "Племя" — синтез вестерна и нуара, где финал трагичный, жесткий, и в то же время претендует на хеппи-энд: герой всех победил, как персонаж Клинта Иствуда в "Непрощенном" — не самом легком фильме за всю историю существования жанра.
Можно приводить другие примеры. Но этих двух достаточно, чтобы понять: авторское кино уже не хочет быть таковым. Автору в новом тысячелетии некомфортно оставаться непризнанным гением. Потому он выбирает дорогу, по которой до него ходили многие. И не изобретает жанровый велосипед, просто адаптирует популярные жанры под себя, свое мировоззрение, делая авторское кино максимально понятным если не аудитории "Суперперцев-2", то как минимум — зрителям с более широкими взглядами, более открытым и либеральным, чем фанаты Андрея Тарковского и Ларса фон Триера.
Подсказка десятилетия: все новое — это адаптированное старое. Потому есть смысл находить и тратить время на просмотр тех фильмов, которых мы с вами не видели в силу разных причин. Не надо бояться черно-белого кино. Пересмотреть киноклассику — это получить толчок к новым идеям. Причем желательно тратить время на влиятельные фильмы и жанры, прежде всего — триллер, вестерн, хоррор, нуар.
Почему? Ответ прост. Сегодня в Украине пытаются на всех уровнях запретить прежде всего российские фильмы и сериалы, которые можно трактовать, как пропаганду чуждого нам образа жизни и мысли. Обратите внимание, если не обращали раньше: речь идет о жанровом, "мужском" кино. Тогда как мелодрамы не трогают, независимо от страны-производителя. Вывод: истории любви ни на кого и ни на что не влияют. Тогда как истории о борьбе, друзьях, врагах, поражениях и победах очень важны.
Значит, смотрим американские и европейские "черные" фильмы 1940 — 1950 годов, вестерны 1960 — 1970 и по возможности все фильмы Альфреда Хичкока.
Чем занимался в 2014-м, чем интересно заниматься в 2015-м?
В 2014 году попытки заработать миллион не прекращались, но были такими же безуспешными. Правда, к концу года они перестали быть приоритетными — Революция Достоинства, Майдан, нерегулярные и засасывающие ночные бдения. Однако именно с 19 января начал писать ретро-роман "Полная луна" ("Повний місяць") — единственное, чем мог творец реагировать на события в своей стране. Искал причины в советском оккупационном прошлом. Книга о том, что не было никакого "освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков" — была смена одного оккупационного режима другим. Роман получил в 2014 году награду "Книга года ВВС", войдя в топ-5 финалистов.
Впервые в жизни писал параллельно: работая над одной книгой, делал другой, не менее исторический, роман — "Дело атамана Зеленого" ("Справа отамана Зеленого").
Наконец, начат детективный цикл об Украине в составе Австро-Венгерской империи. Первая книга — "Адвокат из Лычаковской". Параллельно вышли "Киевские бомбы" — роман об Украине в составе Российской империи. Ну и долбили кинопроекты, понимая — из всех искусств важнейшим для нас является кино.
В 2015 году планирую продолжать писать книги, сценарии и добиваться их воплощения в жизнь. С прицелом на самые широкие слои населения.
И жду, когда стартует процесс перевода на французский моего романа-нуар "Аномальная зона". Права проданы в 2014 году, релиз — март 2016-го. В Париже, конечно.