НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,34

42,25

EUR

44,40

44,15

Мы живем во время перехода от дефицитной к профицитной экономике — Аркадий Цукер

Каким будет бизнес через 10 лет? Как управлять поколением Z? Кто переживет четвертую промышленную революцию? Ответы на эти вопросы знает Аркадий Цукер, управляющий партнер Центра стратегического консалтинга (Томск)

Его история о гардеробщице-игрек, которая увеличила продажи в ресторане в 2,5 раза, то и дело цитируют и делятся в соцсетях. Человек, жизнь которого экранизирована.

Его история о том, как вера отца в то, что ДЦП-диагноз сына лишь временные трудности, помогла побороть недуг. Фильм выйдет в прокат осенью этого года под названием "Временные трудности".

Автор 120 научных работ по вопросам инновационного маркетинга, менеджмента и образования с опытом преподавания в Бостоне (США) и совместных проектов с Гарвардским университетом.

Речь об Аркадии Цукере, управляющем партнере Центра стратегического консалтинга (Томск), который впервые выступит в Украине на Business Wisdom Summit 2018.

Каким будет бизнес через 5-10 лет? Какие тенденции будут влиять на него?

Я выделю три тренда, которые, на мой взгляд, являются определяющими.

Первый тренд связан с тем, что мы сейчас с вами переходим из дефицитной экономики в профицитную. И мы войдем в историю как первое и единственное поколение, которое этот переход осуществило.

До нас экономика всегда была дефицитной, предложение всегда было меньше, чем спрос, и это определяло поведение покупателей, влияло на способы создания предложения и на методы управления (менеджмента) и маркетинг.

Где мы сейчас оказались? В абсолютно другой экономике: в экономике профицитной, в экономике, где товаров всегда намного больше, чем спрос на них. И за этим стоит абсолютно другое поведение, абсолютно другие бизнес-модели, абсолютно другая экономика и т. д. И это, на мой взгляд, ключевой тренд, который намного важнее всех остальных.

Второй тренд, на мой взгляд, связан с ускорением технологического прогресса. Раньше человек рождался и жил в определенном культурном пространстве (это понятие, которое определяется базовыми технологиями, преобладающими в данную эпоху). Что происходит сейчас? Технологический прогресс многократно ускорился и уже при нашем поколении пересек границы человеческой жизни. В течение одной жизни мы видим многократную смену базовых технологий и поэтому вынуждены многократно перестраивать свои базовые способы социального, профессионального, бытового и покупательского поведения.

И, наконец, третий тренд, о котором многие говорят и который нельзя не отметить, — диджитализация. Наш мир расщепляется на две истории: на офлайн и онлайн, и человеческое существование расщепляется на несколько одновременных существований. То есть мы с вами одновременно существуем в офлайне и в онлайне, проживаем одновременно несколько жизней.

Технологический прогресс многократно ускорился и уже при нашем поколении пересек границы человеческой жизни

А как же поколение Z, о котором все говорят?

Поколеньческий сдвиг — реакция на эти три тренда.

Кто такие поколение Y? Это те, кто могут жить в ситуации перехода от дефицитной экономики к профицитной, от моносреды к мультисреде.

Кто такие поколение Z? Это те, которые уже целиком живут в профицитной экономике, в мультисреде.

Z-ты — это принципиально другие людей, расстояние между мышлением поколения X и поколения Z больше, чем расстояние между мышлением разных народов. Разница в мышлении между нами и нашими детьми такая же, как между нами и Иваном Грозным, только прошло не 500 лет, а 15. В этом все чудо момента.

По этой причине работодателям X-м и Y-м так сложно работать с поколением Z?

Не все так печально. Есть много компаний, где X, Y и Z работают вместе.

В чем залог их успеха?

В чем принципиальная особенность сегодняшнего мира? Сейчас главенствует мультисреда. Это значит, что наряду с паттерном мышления поколения X появился паттерн мышления поколения Y, а наряду с ними возник третий — паттерн мышления поколения Z. И все эти паттерны существуют в культуре одновременно, и мы с вами вне зависимости от возраста пользуемся этими паттернами в разные моменты времени. Так, я матерый Х, но когда я веду тренинги и увлекаюсь, я живу в моменте и становлюсь чистым Y. Или когда все X в декабре начинают думать, как бы использовать накопленные авиамили, иначе они сгорят, они тоже становятся Y-ми. Чистых паттернов мышления нет, поэтому диалог между поколениями возможен.

Но конфликт поколений все же существует.

Главная проблема сейчас в том, что каждое поколение начинает судить исходя из своих паттернов. X-ы считают Y-в безалаберными, поэтому с ними нереально работать, а Y-и считают X-в забюрократизированными, поэтому с ними невозможно работать. А все потому, что у всех поколений нет знаний о мультикультурности, а соответственно нет инструментов, чтобы понять, осмыслить и принять поведение друг друга.

Главная проблема сейчас в том, что каждое поколение начинает судить исходя из своих паттернов

Какой тогда ваш главный совет X-м, который поможет им в работе с поколениями Z и Y?

Важно стремиться понимать и принимать, что в поведении другого поколения есть то, что можно и нужно уважать, то, что можно и нужно ценить, то, чему можно и нужно учиться. Такая установка на допущение иного: мышления, поведения, ценностей.

Как вы считаете, будущее за плоскими или вертикальными структурами компаний?

Будущее за мультисредой. Конечно, будут горизонтальные компании, успешные и гиперуспешные, будут вертикальные компании, очень успешные. Кроме того, сейчас появилась концепция реквизитных организаций, круглых организаций, организаций с 3D-управлением. И количество типов компаний будет только нарастать.

Как вы считаете, какой бизнес не переживет этих изменений?

Есть такая шутка — и у евреев есть свои евреи. Вне зависимости от эпохи, вне зависимости от типа бизнеса, вне зависимости от его масштаба, всегда были бизнесы, которые выживали, и всегда были бизнесы, которые сходили на обочину исторической сцены.

Но наверняка ускорение технического прогресса и ускорение изменений должно сократить срок жизни компаний.

Да, срок сокращается, но здесь нужно очень точно отвечать: срок жизни чего? Ни срок жизни компаний, а срок жизни бизнес-моделей. Компания, которая хочет удержаться на плаву, должна чаще менять свою бизнес-модель.


Подробнее о спикерах Business Wisdom Summit 2018  здесь

Программа саммита

Купить билет

Больше информации o Business Wisdom Summit на bws.delo.ua

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram