- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Образование
- Дата публикации
Мы живем во время перехода от дефицитной к профицитной экономике — Аркадий Цукер
Его история о гардеробщице-игрек, которая увеличила продажи в ресторане в 2,5 раза, то и дело цитируют и делятся в соцсетях. Человек, жизнь которого экранизирована.
Его история о том, как вера отца в то, что ДЦП-диагноз сына лишь временные трудности, помогла побороть недуг. Фильм выйдет в прокат осенью этого года под названием "Временные трудности".
Автор 120 научных работ по вопросам инновационного маркетинга, менеджмента и образования с опытом преподавания в Бостоне (США) и совместных проектов с Гарвардским университетом.
Речь об Аркадии Цукере, управляющем партнере Центра стратегического консалтинга (Томск), который впервые выступит в Украине на Business Wisdom Summit 2018.
Каким будет бизнес через 5-10 лет? Какие тенденции будут влиять на него?
Я выделю три тренда, которые, на мой взгляд, являются определяющими.
Первый тренд связан с тем, что мы сейчас с вами переходим из дефицитной экономики в профицитную. И мы войдем в историю как первое и единственное поколение, которое этот переход осуществило.
До нас экономика всегда была дефицитной, предложение всегда было меньше, чем спрос, и это определяло поведение покупателей, влияло на способы создания предложения и на методы управления (менеджмента) и маркетинг.
Где мы сейчас оказались? В абсолютно другой экономике: в экономике профицитной, в экономике, где товаров всегда намного больше, чем спрос на них. И за этим стоит абсолютно другое поведение, абсолютно другие бизнес-модели, абсолютно другая экономика и т. д. И это, на мой взгляд, ключевой тренд, который намного важнее всех остальных.
Второй тренд, на мой взгляд, связан с ускорением технологического прогресса. Раньше человек рождался и жил в определенном культурном пространстве (это понятие, которое определяется базовыми технологиями, преобладающими в данную эпоху). Что происходит сейчас? Технологический прогресс многократно ускорился и уже при нашем поколении пересек границы человеческой жизни. В течение одной жизни мы видим многократную смену базовых технологий и поэтому вынуждены многократно перестраивать свои базовые способы социального, профессионального, бытового и покупательского поведения.
И, наконец, третий тренд, о котором многие говорят и который нельзя не отметить, — диджитализация. Наш мир расщепляется на две истории: на офлайн и онлайн, и человеческое существование расщепляется на несколько одновременных существований. То есть мы с вами одновременно существуем в офлайне и в онлайне, проживаем одновременно несколько жизней.
А как же поколение Z, о котором все говорят?
Поколеньческий сдвиг — реакция на эти три тренда.
Кто такие поколение Y? Это те, кто могут жить в ситуации перехода от дефицитной экономики к профицитной, от моносреды к мультисреде.
Кто такие поколение Z? Это те, которые уже целиком живут в профицитной экономике, в мультисреде.
Z-ты — это принципиально другие людей, расстояние между мышлением поколения X и поколения Z больше, чем расстояние между мышлением разных народов. Разница в мышлении между нами и нашими детьми такая же, как между нами и Иваном Грозным, только прошло не 500 лет, а 15. В этом все чудо момента.
По этой причине работодателям X-м и Y-м так сложно работать с поколением Z?
Не все так печально. Есть много компаний, где X, Y и Z работают вместе.
В чем залог их успеха?
В чем принципиальная особенность сегодняшнего мира? Сейчас главенствует мультисреда. Это значит, что наряду с паттерном мышления поколения X появился паттерн мышления поколения Y, а наряду с ними возник третий — паттерн мышления поколения Z. И все эти паттерны существуют в культуре одновременно, и мы с вами вне зависимости от возраста пользуемся этими паттернами в разные моменты времени. Так, я матерый Х, но когда я веду тренинги и увлекаюсь, я живу в моменте и становлюсь чистым Y. Или когда все X в декабре начинают думать, как бы использовать накопленные авиамили, иначе они сгорят, они тоже становятся Y-ми. Чистых паттернов мышления нет, поэтому диалог между поколениями возможен.
Но конфликт поколений все же существует.
Главная проблема сейчас в том, что каждое поколение начинает судить исходя из своих паттернов. X-ы считают Y-в безалаберными, поэтому с ними нереально работать, а Y-и считают X-в забюрократизированными, поэтому с ними невозможно работать. А все потому, что у всех поколений нет знаний о мультикультурности, а соответственно нет инструментов, чтобы понять, осмыслить и принять поведение друг друга.
Какой тогда ваш главный совет X-м, который поможет им в работе с поколениями Z и Y?
Важно стремиться понимать и принимать, что в поведении другого поколения есть то, что можно и нужно уважать, то, что можно и нужно ценить, то, чему можно и нужно учиться. Такая установка на допущение иного: мышления, поведения, ценностей.
Как вы считаете, будущее за плоскими или вертикальными структурами компаний?
Будущее за мультисредой. Конечно, будут горизонтальные компании, успешные и гиперуспешные, будут вертикальные компании, очень успешные. Кроме того, сейчас появилась концепция реквизитных организаций, круглых организаций, организаций с 3D-управлением. И количество типов компаний будет только нарастать.
Как вы считаете, какой бизнес не переживет этих изменений?
Есть такая шутка — и у евреев есть свои евреи. Вне зависимости от эпохи, вне зависимости от типа бизнеса, вне зависимости от его масштаба, всегда были бизнесы, которые выживали, и всегда были бизнесы, которые сходили на обочину исторической сцены.
Но наверняка ускорение технического прогресса и ускорение изменений должно сократить срок жизни компаний.
Да, срок сокращается, но здесь нужно очень точно отвечать: срок жизни чего? Ни срок жизни компаний, а срок жизни бизнес-моделей. Компания, которая хочет удержаться на плаву, должна чаще менять свою бизнес-модель.
Подробнее о спикерах Business Wisdom Summit 2018 здесь
Программа саммита
Больше информации o Business Wisdom Summit на bws.delo.ua
Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram