Арт-директор Арсенала уволился после уничтожения работы о Врадиевке для выставки "Велике і Величне"

Варварство директора "Мистецького Арсенала" Натальи Заболотной — закрашивание фрески Владимира Кузнецова на тему событий во Врадиевке и заявление об увольнении арт-директора Арсенала Александра Соловьева — самые горячие темы соцсетей

Празднование 1025-летия Крещения Руси в Киеве не обошлось без цензурного скандала, связанного с разрекламированной огромной выставкой в Мистецьком Арсенале "Велике і Величне", открытие которой должно состояться сегодня в 18:00.

Мистецький Арсенал — институция государственная, поэтому официоза по поводу выставки запланировано предостаточно. Главный — сегодня в полдень, незадолго до официального открытия, поглядеть на то, что получилось у директора Арсенала Натальи Заболотной, намерен президент Виктор Янукович. Об этом было известно давно. А вот о намерении художественной группы Р.Э.П. провести акцию протеста под стенами Арсенала стало известно лишь вчера поздно вечером. Рэповцы назвали свою акцию "Остановим клерикализацию Украины" и планируют провести ее в 18:00.

Они намерены протестовать против цензуры. Самым диким ее проявлением стало уничтожение фрески "Колиивщина: Страшный суд", которую художник Владимир Кузнецов рисовал на стенах Арсенала специально к выставке в режиме импровизации.

Что испугало Заболотную?

Как видно на фотографии незаконченной фрески, на ней изображена Ирина Крашкова, изнасилованная милиционерами во Врадиевке, милиционеры в котле — чернобыльском реакторе, а на заднем плане горит сама атомная станция.

Владимир Кузнецов на фоне своей работы "Колиивщина: Страшный суд". Фото с сайта artukraine.com.ua

"Я добавил тему Чернобыля, изобразил чернобыльца-ликвидатора не только потому, что это вечно больная тема — сейчас в связи с праздником Крещения Руси стоящих уже месяц под Кабмином чернобыльцев, инвалидов-ликвидаторов собираются убрать, зачистить", — объяснил художник на artukraine.com.ua. По его описанию, среди других персонажей, горящих в котле — "лживые судьи, пьяные мажоры (в Мерседесе, за рулем которого девушка, сидящая на нем задом, с бутылкой и деньгами в руках), продажные священники, депутаты". Все как в классическом сюжете Страшного Суда, где всегда присутствуют все провластные элементы. Священники варятся в этом котле, с них сорваны кресты, течет красная жидкость…

"Моя работа "Колиивщина: Страшный суд" отображает народный взгляд на ситуацию в стране", — объясняет художник.

Как объяснил увольнение Соловьев?

В ответ на уничтожение работы Кузнецова арт-директор Александр Соловьев подал заявление об уходе. "Во избежание кривотолков. Заявление об уходе я действительно написал. Подписано ли оно — не знаю, но это ничего не меняет. Мое заявление — моя позиция", — написал он в Фейсбуке.

Никогда не отличавшийся многословием и не стремящийся засветиться в медиа, Соловьев и на этот раз обошелся минимумом слов: "Цензура — это плохо". Коротко и ясно.

Наталья Заболотная, генеральный директор "Мистецького Арсенала", объясняя свои действия, отделалась словами о несоответствии работы в концепции выставки. "Это решение не является актом цензуры, так как оно не обусловлено директивами институтов власти", — заявила она. А еще обвинила художника в том, что тот не предоставил эскизов, в результате финальный вариант фрески "значительно отклонился от определенной художником темы проекта".

Фрагмент работы Владимира Кузнецова "Колиивщина: Страшный суд", нарисованный на стене Арсенала и закрашенный вчера руководством музея . Фото с сайта Korydor

Почему руководство Арсенала вообще рискнуло пригласить Кузнецова в этот проект? Как объясняет он сам, понравился вариант его работы "Колиивщина", представленный на выставке в центре современного искусства "Замок Уяздовский". Кузнецов считает, что его работу выбрали для выставки из-за заезженного стереотипа Колиивщины как восстания православных украинских крестьян против католиков: "Такой вот "величественный" сюжет, к тому же большой формат работы… Я спрашивал, не смущает ли их изображенная сцена, как трансвестит отрубает две головы — православного священника и ксендза — с тела бизнеса, на которой обе базируются. Ответили, что основное — форма".

Александр Ройтбурд пишет в ФБ, что намеревался забрать с выставки свои работы. Но тот же Соловьев отговорил его. Он в свою очередь советует Соловьеву не горячиться. "Это не выход", — считает художник. "Ну, и что в итоге? Арсенал — без куратора, Заболотная — без команды, Соловьев — без работы, журнал — без редактора, Киев — без биеннале, Володя Кузнецов — весь в белом, РЭП — герои и борцы. Если так и случится, не могу понять, чему радоваться", — пишет он в ФБ.

Кто из участников выставки все-таки решится забрать свои работы из Арсенала, станет ясно сегодня.

Кстати, работу группы Р.Э.П. не взяли в Арсенал изначально, пишет Korydor со ссылкой на художницу Лесю Хоменко, которая рассказала, что Соловьев предлагал рэповцам отдать на выставку проект "Патриотизм". Участники группы решили актуализировать его новыми идеями, но их эскизы завернули. Было заявлено, что на выставке нельзя критиковать церковь. Забракованные цензорами Арсенала работы рэповцы распространят сегодня в рамках акции протеста.

Кроме того, руководство "Арсенала" попросило всех причастных к выставке не комментировать события до приезда на выставку Виктора Януковича, сообщает Korydor.

Первая реакция блогосферы

Действительно, официальных заявлений художников пока нет. Но блогосфера бурлит по этому поводу.

Вот такие мнения высказывают причастные к искусству люди:

Doroshenko Kostyantyn, куратор: "Нельзя ругать родину, как нельзя ругать мать. Все, что сказано против родины, я считаю аморальным", — комментирует Наталья Заболотная газете "Левый берег". По легенде, Бронюс Майгис, когда выплеснул серную кислоту на "Данаю" в Эрмитаже, выкрикнул: "Свободу Литве!". Его не посадили: спас диагноз — вялотекущая шизофрения.

Ute Kilter, актриса, арт-критик: "Меня поразил и порадовал Соловьев! Да! Неужто совсем не осталось изо? ну хоть польского наконец! Страсти-то какие! А ведь церковь отделена от государства! ЦЕРКОВЬ ОТДЕЛЕНА ОТ ГОСУДАРСТВА! Светское государство! А искусство семь раз отделено! Обскурантизм! И что, Арсенал собственность Заболотной? Неужто?"

Аглая Топорова:"В принципе по факту таких перформансов от директоров госмузеев нужно писать коллективные письма в Минкульт, Верховную Раду и даже комиссию по морали с требованием уволить госпожу Заболотную".

Зоя Звиняцковская: "Особенно обидно оттого, что выставка была ХОРОШАЯ — и интересная, и по-умному структурированная, и с умом собранная. Но кому до этого дело, ясный пень... Так никто и не узнает этого. Полное отсутствие чувства хоть чего-то общего, большего, чем они сами — у всех".

Открытие выставки "Велике і Величне" состоится 26 июля в 18.30 по адресу Лаврская, 10-12 в "Мыстецьком Арсенале". Выставка будет работать июль и август.