- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Образование
- Дата публикации
Бакалаврат нужно сделать полноценным высшим образованием — Брюховецкий
О частных вузах
Образование в частных университетах вполне может быть качественным. К примеру, Украинский Католический Университет — полностью частный вуз высокого уровня, построенный на лучших европейских образовательных концепциях.
Вопрос в том, какова цель создания частного учебного заведения: если открывать его для зарабатывания денег, как в 95% случаев в нашей стране, никакого образования там не будет. Если цель — дать хорошее образование, за которое, безусловно, надо платить, т.к. это требует денег — тогда, возможно, будет толк.
Чтобы решить проблему университетов, дающих некачественное образование, необходимо провести переаттестацию вузов, лишить лицензий так называемые университеты, не соответствующие нормам. Но провести переаттестацию нужно честно, хотя я понимаю, что это звучит идеалистично.
О платном обучении в государственных вузах
У нас в Киево-Могилянской Академии долгое время вообще не было контрактников. Сегодня же ситуация совсем другая: есть люди с деньгами, способные платить за своих детей, и многие такие студенты ни в чем не уступают бюджетникам. Конкурсы огромные, средний проходной балл у нас выше, чем в университете им. Т.Шевченко (приблизительно на 15 баллов). Те, кто не проходит к нам по конкурсу, свободно поступают в другие вузы. Но если абитуриент недобрал баллов, но может платить, то фактически он обучается у нас в частном секторе.
Опасная тенденция заключается в том, что, декларируя в Конституции бесплатное образование, государство постоянно толкает вузы, государственные по форме, становиться частными — путем сокращения госзаказа и увеличения числа контрактников. Хотя по закону их не может быть более половины. Чтобы решить такую ситуацию, нужны законодательные изменения, но в министерстве никто этим не занимается.
Когда мне предлагали возглавить Минобразования, я говорил: дайте мне гарантию, что я пробуду на этой должности 10 лет, тогда я наведу порядок в системе образования. Ведь только около трех лет нужно на создание команды профессионалов и честных людей — самостоятельно со старым аппаратом внедрить изменения невозможно.
О базовом высшем образовании
Базовое образование дает бакалаврат — общеобразовательная программа вуза, не важно какого факультета: освоив ее, можно сказать, ты становишься культурным человеком. Однако по нашему законодательству неспециализированное образование не является полноценным — и это неправильно. Во всем мире оно признается, с дипломом бакалавра можно идти работать по специальности.
У нас же бакалавр считается недоучкой, он вынужден идти в магистериум не ради знаний, а ради диплома, с которым его возьмут на работу. Это большая проблема.
Подчеркну еще один момент: в случае продолжения обучения у бакалавра должна быть возможность перекрестного поступления в магистерские программы (по другой специальности). Сейчас мы боремся с запретом на него. Раньше у нас студент мог 4 года отучиться на физике, а в магистериум поступить на правоведение. Естественно, при условии соответствия критериям, успешной сдачи экзаменов, посещении определенных курсов на протяжении учебы. Однако министр образования Дмитрий Табачник запретил это: мол, должен быть бакалаврат и после него магистериум по той же специальности.
Такого нет нигде в мире, это Советский Союз. Приведу пример: у нас была студентка, которая окончила архитектурный факультет строительного университета, бакалаврат, а на магистерскую программу пришла к нам, на экономику. Она отлично сдала математику, продолжила учебу и сегодня работает на высокой должности во Всемирном банке.
Но хочу указать, что базовое образование обязательно должно быть стационарным.
Работа не по специальности
Что такое работать не по специальности? Так было, есть и будет всегда. Скажу на собственном примере: у меня первое образование техническое — техникум, получив которое я работал на нескольких машиностроительных заводах. Второе образование — журналистика. Так сложилось, что кандидатскую диссертацию я защищал в области педагогики, доктор наук уже филологических. А потом много лет работал ректором, президентом академии — по специальности или нет?
Посмотрите на крупнейших банкиров мира — почти никто из них не имеет базового образования в банковском деле. Они кто угодно — инженеры, филологи. Гораздо позже, уже на магистерской программе, они специализировались на финансах. Естественно, дальше начиналась серьезная работа, в этом деле нужно много учиться.
А в целом рынок сегодня насыщен специалистами, среди них большая конкуренция, если выдержал ее — пожалуйста, работай!
О сегодняшних абитуриентах
Перед вступительной кампанией обычно находятся знакомые, которые просят, чтобы я поспособствовал в вопросах поступления их ребенка. Я совершенно не имею влияния на этот процесс, и единственное, на что соглашаюсь, — поговорить с их чадами: объяснить, как тяжело у нас учиться, какие требования — может кого-то напугаю (улыбается). В прошлом году я общался с четырьмя выпускниками школ и все хотели поступить на правоведение. Я спрашиваю: вы по окончании учебы кем хотите работать — адвокатом или прокурором? Все ответили — прокурором. Я удивился: вы же осуждаете людей, а адвокат оправдывает! А в ответ аргумент — "у прокурора больше власти!" Вы понимаете, идет жесткая прагматизация, ужасная диспропорция в государственной политике, которая воспитала у молодых людей такое восприятие профессии. Меня это потрясло.
Почему рабочие специальности утратили престиж
Непопулярность технических специальностей связана с отсутствием целенаправленной государственной образовательной политики. Я в свое время поехал учиться из Черкасс в Смелу (районный центр в Черкасской области) в техникум, который был очень престижным. А сегодня молодежи вдолбили в голову, что надо быть либо экономистом, либо юристом. Это абсолютная глупость: мы видим толпы людей с дипломами, которые не могут устроиться на работу и идут на рынок торговать китайскими и турецкими шмотками. Вместе с тем огромная проблема найти квалифицированного слесаря, не говоря уже о том, сколько он попросит за свою работу.
Система ПТУ уничтожена, многие из них были приватизированы или переформированы в колледжи и даже университеты — с одним кандидатом наук и тремя книгами в библиотеке. То, советское, пэтэушное образование — кстати, довольно качественное — было уничтожено.
Сейчас необходимо стимулировать престиж технических специальностей на всех уровнях. Скажем, в вашей газете когда-нибудь была статья о профессиональном сантехнике? Вряд ли. Возникает впечатление, что это люди второго сорта. Но это ведь совсем не так. Важно заниматься тем, что тебе по душе, — только тогда ты на своем месте.
Отличие Киево-Могилянской академии от других вузов
В основу обучения мы положили опыт американского университета, в котором я преподавал. Их система образования — это большая комната с несколькими выходами. Можешь ходить там, сколько хочешь, не обязательно заканчивать учебу за 4 года. Есть деньги — плати и учись. За границей у меня был 60-летний студент, который брал по одному курсу в год, и к тому времени он проучился в университете 20 лет.
Советский университет и большинство сегодняшних вузов Украины — это маленький узкий коридор. Ты не можешь свернуть вправо-влево, к тому же будешь мешать остальным и вызовешь недовольство. Идешь только вперед, вместе со всеми и на выходе получаешь диплом.
Мы создали систему, которую можно представить в виде треугольника. В основании — т.е. в начале учебы — ты можешь ходить туда-сюда, выбирать предметы: взять курс на одном факультете, на другом. Но чем ближе к вершине треугольника — тем меньше возможностей для маневров остается у студента, т.к. он подходит к определенной специализации. Вершина треугольника — магистерская программа.