НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

43,85

43,55

Когда стоимость билетов на концерт Мадонны в Украине будет как в Европе

Что будет с гастролями российских артистов? Как может зритель помочь удержать концертный рынок от обвала? Чего ждут его игроки от нового Минкульта? О проблемах и возможностях — Максим Плахтий, глава ассоциации организаторов зрелищных мероприятий
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

О том, что поможет концертному рынку выжить сегодня и по каким правилам он будет играть завтра, после подписания ассоциации с ЕС, рассказал Максим Плахтий, создатель крупнейшего в Украине интернет-сервиса по продаже билетов на концерты и спектакли — агентства Karabas.com, глава Украинской ассоциации организаторов зрелищных мероприятий, координатор проекта "IT-палатка" на Майдане.

Что поможет рынку выжить?

Максим, сейчас компании, занимающиеся организацией концертов, переживают не лучшие времена. Ваша оценка ситуации? Какие проблем ы на первом месте?

Первое — это иностранные артисты. Независимо от политической ситуации, они просто боятся приезжать в Украину, не хотят рисковать, давать концерты в странах, где, по их мнению, может быть опасно.

Много отменено концертов?

Много. Не отменились "30 seconds to Mars", Korn должен приехать. Будет концерт Peter Gabriel, мы получили подтверждение от корпорации PMI. Но это буквально единицы. Организаторы прикладывают титанические усилия, уговаривая артистов не менять планы. Точнее, пока в стране нестабильная ситуация, стараются сделать все, чтобы договорится о переносе концертов. Это единственный выход, который позволяет рынку выжить.

Сколько теряет организатор, если концерт отменяется?

Гастроли — это всегда треугольник "потребитель-организатор-артист". И при отмене концерта теряют все. Если артист не приезжает по своему желанию, на него обижается большое количество людей, которые уже купили билеты.

Организатор, получивший большие проблемы с отменой или переносом, тоже задумывается, работать с ним или нет в дальнейшем.

При отмене концерта организатор теряет достаточно много. Как минимум, те деньги, что потратил на рекламную кампанию. На концерте такого масштаба, как Depeche Mode только рекламная кампания может потянуть как минимум на $200 тысяч. Плюс затраты на менеджмент

Еще одна расходная статья — предоплата зала. Сумма аренды может быть разная, от $15 тыс. и до стоимости аренды стадиона. Владельцы залов предоплату не возвращают, правда, сейчас, надо сказать, они входят в положение и соглашаются переносить сроки концертов.

На какое время нет смысла переносить, что для вас "мертвый сезон"?

Как видим, у нас март непроизвольно стал мертвым сезоном. Понятно, что летом люди уезжают. Хотя это спорный вопрос. Так, все три стадионных концерта, что мы делали летом — Мадонна, Red Hot Chili Peppers, Depeche Mode — собирали больше 30 тысяч людей каждый.

А Depeche Mode почему отменили, а не перенесли?

Киевский концерт стоял в графике международного тура как его завершение. Тур закончился — все! У них все четко. Единственное, что возможно (если очень повезет) — сохранить Киев в их следующем туре.

Билеты на руках у зрителей — это сильный козырь

Сложная ситуация сплотила рынок. Принимаются какие-то совместные усилия, или каждый сам по себе?

Недавно на заседании Украинской ассоциации организаторов зрелищных мероприятий приняли решение, что сейчас самое важное — не допустить паники, делать все, чтобы при переносе концертов люди не возвращали билеты, а соглашались прийти на концерт в новую дату.

Иначе сдача билетов просто обвалит рынок вплоть до банкротства организаторов. Это как в банковской сфере: когда начинается паника, все бегут забирать свои деньги из банка, и банки не выдерживают.

В нынешней сложной ситуации наша задача — убедить зрителя, что он является важным игроком рынка и от его толерантности зависит, будет ли его любимый артист проезжать в Украину, что он также влияет на то, чтобы Украина не стала закрытой для западных музыкантов зоной. Наличие билетов на руках у зрителей — это сильный козырь в диалоге организатора с артистом: "Смотри, две тысячи людей тебя ждут".

Максим Плахтий. Фото: Юлия Кочетова

Мы теперь нацелены на вхождение в ЕС. Какие есть проблемы у нашего концертного рынка с мировыми стандартами?

Первостепенная проблема — в Украине, кроме стадиона "Олимпийский", нет ни одного аккредитованного зала, потому мы не входим в общемировую систему планирования турне. То есть, западные организаторы Украину при планировании гастролей не включают, а за концерт нам выставляют цены как за экстраординарный заказ — то есть выше нормы. Разговор такой: "Если миллион дадите, мы поедем". Хотя в рамках турне такой концерт может стоить в два раза дешевле. Например, в Ригу, залы которой аккредитованы, артист приезжает за гонорар в 200 тысяч евро, а к нам — за 2 миллиона евро.

Нам необходимо будет принять уже сложившиеся в мире правила, стандартизовать залы и начать работать по этим правилам.

И тогда мы станем для мира понятными, а сейчас...

А сейчас мы работаем по схеме, как Россия.

И чем для нас плохо "как Россия"?

Для Запада Россия — это большой мешок денег. Это страна, где не защищаются авторские права, где нельзя продавать диски, поэтому гонорары завышены: хотите — соглашайтесь, нет — так нет. Москва способна платить за дорогие билеты, поэтому российские концертные компании соглашаются. Украина попадает под такое же отношение, как Россия, и вынуждена мириться с этим.

Сколько бы заработали организаторы, если бы, например, состоялся концерт Depeche Mode ?

Я не могу отвечать за организаторов, это их коммерческая тайна. По моим предположениям, прибыль была бы не очень большой. Нормальной считается рентабельность около 15%. Организаторы огромных концертов серьезных артистов с большими гонорарами не могут закладывать большую маржинальность. И так билет дорогой.

При каком заполнении концертной площадки можно говорить о прибыли?

Если концерт на стадионе, то закладывается 40 тысяч человек, хотя на самом деле стадион может принять и 60 тысяч. Если в зале, то должны быть проданы все места.

А дорогой билет — это сколько?

Если в Европе на концерт, например, Мадонны вы можете пойти за 70 евро, то у нас вы покупаете билет за 100 евро. Организаторы пытаются сделать, чтобы фан-зона была 400 гривень, а не 800. Но если на российского артиста еще можно сделать такую цену, то на западного — невозможно. Как я уже говорил, гонорар артиста — главная составляющая стоимости билетов. А гонорар зависит от того, понятны ли украинские площадки менеджменту артиста или нет. Пока непонятны.

Кто заменит россиян

Что будет с концертами российских артистов?

Пока все на паузе. Российские артисты у нас на гастролях неплохо зарабатывали, но сейчас они не понимают, какой будет реакция властей, не обвинят ли в предательстве Родины, если дать концерт в Украине. А если будут закрыты границы, опущен железный занавес между Россией и Украиной, такое тоже может быть. Хотя надеемся, что "холодной войны" не будет.

Украинский и российский шоу-бизнес тесно связаны. Многие наши продюсеры и композиторы сотрудничают с россиянами, и концертное пространство, по сути, одно. Если вычесть иностранных артистов и российских артистов, непонятно, кто будет гастролировать в Украине. Остается не так много, например "Океан Эльзы", "ВВ", "Друга Ріка" — это если говорить о группах, а если говорить о певцах популярной музыки, то здесь еще сложнее. Очень сложно собрать стадион.

Насколько реально замещение россиян европейским музыкантами?

Понятно, что мы должны как-то интегрироваться. Вакуума не может быть. Процессы уже сейчас активизировались.

Кроме России, мы имеем еще большое количество других постсоветских стран, которые на революционной волне становятся ближе. Например, грузины. И мы видим, что на грузинский "Сухишвили" очень хорошо билеты продаются, как и на других грузинских артистов.

Конечно, организаторам было легче купить готовый продукт — тот же российский, ментально понятный нам — и просто его привезти. Сейчас будет сложнее, так как придется продукты формировать. Но это даст качественный подъем.

Наш рынок очень недоразвит. Возможно, если откроются границы, наши организаторы будут организовывать мероприятия наших артистов в Европе...

Думаете, удастся использовать волну интереса к Украине?

К Украине сейчас колоссальный интерес везде. Всплески такого интереса уже были, когда Руслана выиграла Евровидение, или Верка Сердючка. Но поскольку мы не интегрированы в мировой рынок, то пока не совсем понятно, как проводить там концерты.

Что будет самым сложным в этой интеграции? Наши законы, регулирующие работу концертного рынка, очень отличаются от европейских?

У нас с точки зрения бизнеса существует дисбаланс распределения рисков. Они все на организаторе. Я не знаю ни одного случая, чтобы артист, отменивший концерт, возместил нашим организаторам ущерб. В лучшем случае он вернет гонорар. За границей такого нет. Если Мадонна отменит концерт, туринговая компания возьмет с нее все затраты на тур.

Что надо менять в рыночных правилах, чтобы соответствовать?

В Европе организатор концерта может взять целевой кредит под 2% годовых, что позволяет ему провести концерт и гарантировать возврат денег за билеты в случае отмены. У нас эта ситуация исковеркана. В Украине целевой кредит не возьмешь, потому концертное агентство вынуждено тратить на организацию те деньги, что получает с предварительной продажи билетов.

Билетное агентство является всего лишь наемной кассой организатора, которое, выручив деньги, тут же их отдает. Если концерт отменен и зрители приходят в кассу требовать возврата денег, их там нет, организатор их уже тоже потратил. А репутационные риски в этом случае несет в первую очередь билетное агенство.

Если бы можно было брать целевые кредиты, работал бы такой финансовый институт, как страхование. Сейчас мы не можем взять кредиты, ничем не застрахованные. А страховка в 20% — это безумие. Представьте, что берется кредит под 28% годовых, да еще платится 20%, чтобы его застраховать. Сколько при таких расходах будет стоить билет? Это нереально. Поэтому этого и не происходит.

Чтобы не продолжались назначения "сват-кум-брат"

В прошлом году государство предприняло попытки ввести гастрольный сбор, но сделать это не удалось, так как рынок начал активно сопротивляться. Как думаете, почему вам удалось отстоять свою позицию?

Удалось отбить эту "атаку" потому, что мы впервые мощно консолидировались, создали легитимный институт — ассоциацию организаторов зрелищных мероприятий. Если у нас общее налогообложение, то почему организаторов концертов решили обложить дополнительными налогами? Это смешно. С таким же успехом можно ввести мебельный сбор для мебельщиков или обувной — для обувщиков.

Следующая позиция, на которой настаиваем, — решение проблемы двойной уплаты НДС. Это неправильно и несправедливо. Это важно и организаторам концертов, и организаторам театральных спектаклей.

Когда человек покупает билет, он уже платит НДС. Второй раз мы платим, перечисляя гонорар артисту. Логично, чтобы НДС был отменен на билете. В какой-то степени — назовем это "азаровщиной" — это было придумано специально, чтобы на всех цепочках платился двойной НДС.

Предложения по льготам для украинских концертов поддерживаете?

У нас в Налоговом кодексе в пункте 197.1.30 написано, что национальный культурный продукт, его распространение, продажа не облагаются НДС. Четко, черным по белому. Но де-юре есть, а де-факто — нет. Налоговая говорит, что ей нужно дополнительное разъяснение Кабинета министров. А вот этого постановления Кабмина нет.

Вы общались с новыми чиновниками Кабмина, министрами? Удалось начать диалог?

Мы уже услышали основной посыл от новой власти. К сожалению, посыл какой: будут еще ужесточать налоги. Мы видим, что есть люди, как, например, министр экономики, которые мыслят прогрессивно. Они говорят, что нужно срочно сделать все налоги прозрачными и понятными. И есть другие люди, которые давно в политике. Они продолжают все ту же риторику: опять нам нужно затянуть пояса, увеличить налоги, опять звучат предложения ввести гастрольный сбор.

Что, по-вашему, должен предпринимать бизнес, чтобы его услышали? Через кого лоббировать свои интересы?

Первое — это самоорганизация. Если мы говорим о лоббировании в правильном понимании, то мы должны говорить об обсуждении неких трендов, стратегических целей, национальных проектов, тогда мы можем в этом участвовать. Большинство игроков концертного рынка для того и объединились в ассоциацию, чтобы наше мнение было консолидировано и выражено в конкретных документах.

Второй момент. Минкульт, где принимаются решения, должен иметь инструменты взаимодействия с бизнесом. Единственный формат, который был раньше, позволяющий вести диалог, это общественный совет. Я не являюсь профессиональным политиком, чтобы точно ответить на вопрос, как это должно работать. Считаю, что государство должно предложить инструмент диалога.

А ваши предложения Минкульту?

Если мы хотим работать по-новому, то бизнес должен участвовать в том числе в принятии решений, включая и такие вопросы, как назначение руководителей государственных объектов культуры. Например, у нас есть главная концертная площадка страны — Дворец "Украина". Давайте сделаем там попечительский совет, куда будут входить на пропорциональной основе представители государства и бизнеса.

Кроме того, если мы хотим сделать перезагрузку, изменить систему, то нужны открытые конкурсы, где каждый кандидат представит свою программу развития. Чтобы не продолжались назначения по принципу "кум-сват-брат". Чтобы во все сферы государственного управления пришли профессиональные менеджеры, а не те "профессиональные чиновники", что "мигрируют" из кресла в кресло.

IT-палатка на Евромайдане в Киеве