Даже герои-одиночки могут изменить мир — режиссер Агнешка Холланд о "Цене правды"

Режиссер Агнешка Холланд. Киев, Hiltоn, ноябрь 2019. Фото: Film.ua
Режиссер Агнешка Холланд. Киев, Hiltоn, ноябрь 2019. Фото: Film.ua
Польская режиссер Агнешка Холланд о том, почему взялась снимать фильм о Голодоморе и о роли журналистики в мире фейковых новостей и политических манипуляций

28 ноября во всеукраинский прокат вышел фильм "Цена правды" — копродукция Польши, Великобритании и Украины, — снятый режиссером Агнешкой Холланд.

1933-й год, журналист из Уэльса Гарет Джонс приезжает в СССР и — не соглашается молчать об увиденных последствиях искусственного голода в Украине. Герой фильма сталкивается не только с сопротивлением советской репрессивной машины, но и с непониманием своих соотечественников: британскому, как и американскому, истеблишменту выгоднее закрыть глаза на правду, чем ссориться со Сталиным, который щедро платит за помощь в индустриализации страны...

Премьера фильма состоялась на Берлинале, его удостоили главного приза на кинофестивале национальных фильмов в Гдыне, а после проката в Польше и Украине "Цену правды" увидят зрители Великобритании, США, Франции: права на показы проданы в 30 стран. "Фильм — непростой, и у нас проходят не просто премьеры. Презентации фильма в разных городах и странах — это еще и личные встречи, дискуссии, разговоры о параллелях между прошлым и настоящим, об исторической правде, угрозах и роли журналистики", — отмечает Агнешка Холланд.

На киевскую премьеру (во всеукраинском прокате фильм с 28 ноября) она также приехала лично. Именитая режиссер, в фильмографии которой не только полнометражное кино, но и  работа над культовым сериалом "Карточный домик", а среди наград — "Золотой глобус", рассказала delo.ua о мистере Джонсе, о цене, которую приходится платить за правду, и о восстановлении исторической справедливости как гарантии, что "никогда снова".

Я интересовалась темой Голодомора в Украине и ранее. Как и Холокост — это одно из страшнейших преступлений ХХ века. В отличие от преступлений гитлеровского режима, сталинские злодеяния не получили такой международной огласки и такого всеобщего порицания. И сегодня есть люди, которые находят им оправдание некими высшими идеями или вовсе подвергают сомнению очевидные факты. Но ведь известно — отсутствие покаяния грозит новыми аналогичными преступлениями в будущем...

О Голодоморе в Украине писал не только Гарет Джонс. Как возник интерес именно к его личности?

О Гарете Джонсе я узнала из книги Тимоти Снайдера. Благодаря ей многое из того, что я знала ранее, для меня упорядочилось и прояснилось. Джонс был очень образованный и, вместе с тем, немного наивный человек.

Кадр из фильма "Цена правды"

И когда мне попал в руки сценарий Андреа Халупы (ее дед пережил голод в Украине), все сошлось. Кроме возможности восстановления исторической памяти, я увидела яркие параллели с современностью. По-прежнему в разных странах происходят те или иные преступления, есть журналисты, которые говорят о них правду (как и те, кто закрывает глаза), и есть интересы политиков, которые не всегда руководствуются благовидными целями и готовы служить правде.

[block_1]

То есть в мире ничего не меняется?

И вы, и я живем в реальном мире, в котором нас окружают фейковые новости, политические манипуляции, пропаганда... Я думаю, что в сегодняшнем мире на журналистах лежит еще большая ответственность. Сейчас как никогда необходима правдивая, объективная, независимая журналистика, которая поможет человеку разобраться в окружающем нас информационном потоке. И в то же время журналистика сталкивается со многими угрозами и соблазнами: давлением собственников, политиков, а с другой стороны — коммерческий пресс, ограниченные финансы и от этого попытки угодить всем, чтобы не потерять деньги.

Гарет Джонс полагал, что сопоставление фактов и распространение правды — это обязанность журналиста. Кажется очевидным, что именно в этом смысл профессии. Но воплощать эти принципы в жизнь оказалось очень непросто. Непросто тогда, непросто и сейчас.

Режиссер Агнешка Холланд и  актер Джеймс Нортон, сыгравший Гарета Джонса. Кинотеатр "Киевская Русь", Киев, ноябрь 2019. Фото: Film.ua

Поэтому вы неоднократно подчеркивали, что "Цена правды" — это не только о будущем, но и о настоящем?

Да. Два моих фильма, "Европа, Европа" и "В темноте", посвящены теме Холокоста. Но огромное количество жертв коммунистического режима не вошло в сознание мирового общества так, как, например, преступления Холокоста. И я посчитала нужным рассказать не только об ужасах того времени, но и о масштабах вранья — и в этом я вижу абсолютно реальные параллели с сегодняшним временем.

Голодомор — это не только ужасные два года. Его эффект гораздо более продолжительный и масштабный — демографический, физиологический, психологический. Он также спровоцировал процессы миграции внутри Украины — кто-то пришел и заселил вымершие села...

И многие сегодняшние украинские проблемы, в том числе на Востоке, тянутся своими корнями к Голодомору.

Коррупция медиа, конъюнктурность власть предержащих и равнодушие мирового сообщества — это триада, которая делает возможными наихудшие вещи. Политическая и экономическая выгода заставляет замалчивать или перевирать очевидные факты преступлений, и мир реагирует на это с безразличием. Подобное мы наблюдаем в отношении Руанды, Сирии, Украины и многих других стран.

Режиссер Агнешка Холланд. Киев, Hiltоn, ноябрь 2019. Фото: Film.ua

И что делать в наших силах, как журналистов, и ваших, как режиссера, чтобы  "никогда вновь"?

Для начала, сделать так, чтобы болезненный опыт человечества не был забыт — это важно не только для Украины, но и для всего мира.

Как режиссер, языком искусства я стремлюсь рассказывать о вранье. О преступлениях, которые не понесли наказания. О том, что нельзя забыть и простить.

А вам — не забывать, что объективная журналистика и даже герои-одиночки могут изменить мир. Демократия не выживет без таких журналистов, как Гарет Джонс.