- Категория
- Life
- Дата публикации
Экхард Шнайдер: Люблю жажду публики к искусству
PinchukArtCentre отмечает три года со дня создания. Какие три события в жизни центра за эти три года вы считаете самыми важными?
В короткой истории PinchukArtCentre было три важных шага. Во-первых, то, что арт-центр был создан. Во-вторых: мощная выставка Reflection, которая продемонстрировала потенциал коллекции и кураторский потенциал центра. И в-третьих, конечно, выставка Дэмиена Херста, которую в общей сложности посетило более 320 тыс. человек и к которой было пристальное внимание мировых СМИ. Она стала результатом нашего продвижения во всем. Ведь это действительно крупнейшая выставка как для Дэмиена в международном контексте, так и для нас.
А какие самые сложные проблемы вам пришлось решать за это время?
Самыми сложными оказались технические решения. Трудно было, например, устанавливать работы Дэмиена Херста, особенно акул в аквариумах. Но в результате павильон во дворе «Арены» стал отличным примером того, каким может быть идеальное место для произведений искусства - простым и просторным. Но, конечно, это был настоящий вызов для нас! И с технической точки зрения, и с точки зрения бюджета.
Какую оценку на сегодня вы могли бы поставить PinchukArtCentre?
Чтобы оценить работу, во-первых, надо задать вопрос, для кого мы работаем и для чего мы работаем. Наша идея заключается в соединении национальной идентификации и международного вызова. Мы стремимся быть ведущим международным центром современного искусства в контексте международной конкурентоспособности. Второй критерий — это художественный уровень выставок. Третий — радиус действия, то есть насколько широко мы охватываем людей. Причем я имею в виду не только в Киеве, и не только в Украине, но и в мире. Это очень важно. Конечно, можно успокоиться на достигнутом и сказать: «Да ладно, по прошествии трех лет мы стали самыми крутыми!» Конечно же, нет. Это всего лишь первый шаг. Как у ребенка, который начинает ходить. Да, мы идем вперед, но это только первые шаги. Поэтому я могу сказать, что это только базовый уровень.
В чем PinchukArtCentre оказался первопроходцем в Украине, а возможно, и в мире?
Первый момент — PinchukArtCentre предлагает бесплатный вход. Это очень важный вклад в раскрепощение людей, привлечение и к культурной жизни, и к современному искусству. Во-вторых, арт-центр дает каждому посетителю возможность открывать свою собственную уникальную роль как индивидуальности. А это ключевой вопрос для самопознания общества, особенно для молодого поколения.
Недавно арт-центр запустил образовательную программу для киевских школьников, кроме того, привлекает молодых ребят гидами как волонтеров. Как будете дальше развивать образовательную составляющую?
На данные момент созданы две образовательные платформы. Для всех посетителей работает информационный центр и проводятся экскурсии, - теперь это постоянная система. Вторая, такая же, – для школ. ы планируем продолжить с платформами для университетов, школ, специализирующихся на искусстве, дизайне, архитектуре, а также медиа и коммуникациях. Также мы будем разрабатывать контакты в театральной, литературной среде, возможно, даже в моде. Следующим шагом будет продолжение дискурса на высшем уровне – семинары, посвященные вопросам, связанным с искусством
Какие проекты готовит PinchukArtCentre на осень 2009-го и на зиму-весну 2010 года?
Мы начнем с превосходного проекта — выставки номинантов на получение общенациональной Премии PinchukArtCentre (PinchukArtCentre Prize). Это важный шаг для развития молодого поколения художников в Украине. А в следующем году мы представим параллельно три больших международных проекта, персональную выставку украинского художника и персональную выставку международного художника. Летом у нас будет групповая выставка с топовыми международными художниками, с весьма мощной темой, рассматривающей сложные взаимосвязи между разными пластами искусства.
Как изменил планы кризис?
Ничего не изменил. Мы продолжаем работать. Самое главное — соблюдать свои обязательства.
Любой путь вперед невозможен без ошибок. За эти три года какие ошибки сделали?
Давайте посмотрим на это в более позитивном ключе. Вопрос не в ошибках, а в том, принимаешь ли ты то, что тебе предстоит длинный путь. Да, это длинный путь. И каждый успех, как, к примеру, нынешний невероятный успех выставки Демиэна Херста, которую в общей сложности посетило более 320 тыс. человек, с пристальным вниманием мировых СМИ, мы должны принять, что это всего лишь один шаг в длинном пути. И в этом пути мы должны создать много нового, мы должны работать командой, мы должны дальше развивать нашу структуру, мы должны наращивать наши возможности проведения выставок.
Ваше самое любимое детище в PinchukArtCentre?
Что я действительно больше всего люблю, это интерес и жажду к искусству у публики — это моя настоящая мотивация.
Экхард Шнайдер
Родился в Германии в окрестностях Берлина в 1943 году. С осени 2008 года — генеральный директор PinchukArtCentre.
С 2000 года — директор музея Kunsthaus Bregenz (KUB, Австрия). Именно под его руководством KUB приобрел славу одного из лучших выставочных центров современного искусства в Европе. Базируясь на идее Экхарда Шнайдера об объединении в единый микс архитектуры, выставочных программ, кураторских практик, образования и организации публикаций, KUB стал особенной моделью мира искусства.
За более чем 30-летний стаж своей деятельности Экхард Шнайдер организовал и был куратором большого количества персональных и групповых выставок таких художников, как Joseph Beuys, Richard Serra, Daniel Buren, Louise Bourgeois, Gilbert and George, Mariko Mori, Olafur Eliasson, Anish Kapoor, Tacita Dean, Cindy Sherman, Carsten Hцller, Maurizio Cattelan, Jeff Koons. Среди последних проектов были выставки Re-Object с Marcel Duchamp, Gerhard Merz, Damien Hirst и Jeff Koons; и Mythos с Joseph Beuys, Douglas Gordon, Matthew Barney, и Cy Twombly.
Шнайдер также был членом международных жюри нескольких международных премий, таких как DAAD в Берлине и Turner Prize в Лондоне. Он много пишет о современном искусстве, был редактором более 100 публикаций, посвященных современному искусству.
. Экхард Шнайдер был членом жюри таких международных премий, как DAAD в Берлине и Turner Prize в Лондоне.