Служба занятости — это не SPA-курорт, где получают деньги за отдых — Ольга Макогон

Служба занятости — это не SPA-курорт, где получают деньги за отдых — Ольга Макогон
Какие вызовы стоят сегодня перед Государственным центром занятости Украины, какие реформы стоит ожидать в службе и как это повлияет на работу с безработными, в интервью Delo.ua рассказала директор центра Ольга Макогон
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Какие стратегические цели стоят перед Государственным центром занятости?  Основная наша стратегическая цель на ближайшие три года — изменить государственную службу занятости так, чтобы предоставлять привлекательные на рынке услуги, которые отвечают социальным интересам безработных и ожиданиям работодателей. Служба — это не выплаты и компенсаторы, а возможности для субъектов рынка труда. Поэтому в рамках существующей модели финансирования деятельности службы потенциал для развития службы огромный даже без дополнительных нагрузок на государство и плательщиков ЕСВ. Начали мы с того, что предлагаем новый подход к обслуживанию безработных — институт карьерного советника. Новая модель обслуживания строится на проведении переговоров между безработным и карьерным советником о взаимных обязательствах для достижения конечной цели — трудоустройства.  Безработный, благодаря карьерному советнику, не только составляет впечатление об услугах службы занятости, он имеет возможность выразить свои пожелания, сомнения, как в любой нормальной сервисной организации. Услуги карьерного советника предоставляются на основе индивидуального плана трудоустройства, где он совместно с безработным определяет конечную цель сотрудничества — естественно, будущую работу.  Сложность построения новой модели работы состоит в том, что служба длительное время ассоциировалась и продолжает ассоциироваться с кассой, которая может лишь выплачивать деньги. Избавиться от этого восприятия сложно как среди населения, так и среди сотрудников службы. Однако мы настроены достаточно амбициозно в развитии и усовершенствовании моделей обслуживания. Экономика Украины не может позволить, чтобы безработные специалисты теряли свою квалификацию из-за простоя на рынке труда, особенно, когда работодатели говорят о нехватке кадров. Поэтому для нас очень важно добиться сокращения срока поиска работы и дальнейшего трудоустройства. Служба занятости — это не СПА курорт, где получают деньги за отдых от работы. Мы работаем для тех, кто хочет работать. В общем, институт карьерного советника — это первый этап реформирования услуг службы занятости. Недавно начался второй этап реформ. Мы презентовали институт консультанта работодателя в Днепровской области. Пока что это пилотный проект, который предусматривает предоставление личного консультанта каждому работодателю, который подбирает персонал через службу занятости. Консультируя работодателя, специалист службы занятости учитывает специфику предпринимательской активности региона, особенности развития регионального рынка труда. Мы считаем, что консультант работодателя, который обслуживает крупный бизнес, должен специализироваться на особенностях отрасли экономики, в которой представлен его клиент. Наши задачи очень конкретны: сократить скорость закрытия вакансии, усовершенствовать систему подбора и профессионального обучения безработных для результативного трудоустройства, отработать механизм быстрого налаживания сотрудничества с новосозданными предприятиями. Мы оказываем и рекрутинговые услуги, которые привычны бизнесу, но эффективность оказания таких услуг хотим усовершенствовать, поскольку в первую очередь нашей целью является трудоустройство безработных. Для работы консультанта работодателя важным является качество условий труда, которое предлагает работодатель, уровень заявляемой оплаты труда. Средний размер заработной платы в наших вакансиях 6,5 тысяч грн. И это при том, что работодатель заявляет ту же самую вакансию в других источниках с зарплатой минимум в два раза выше. Если наши консультанты работодателя научатся преодолевать сопротивление работодателей устанавливать достойную зарплату, то рынок кандидатов существенно расширится. Например, сегодня работодатели имеют огромный запрос на специалистов рабочих и технических специальностей. Большое количество людей изъявляют желание работать по востребованным рабочим специальностям, даже масса гуманитариев хотят овладеть технической специальностью, чтобы найти работу. Служба занятости переобучает безработных, находит работодателей, которые хотят их трудоустроить, но из-за низкого уровня зарплаты люди уезжают работать в другие страны. Получается замкнутый цикл, когда все проигрывают. В целом в конце октября мы подведем итоги работы пилотных консультантов работодателей, посмотрим на результаты, поработаем над ошибками, проведем соответствующее обучение для того, чтобы с января 2020 года консультанты работодателя заработали по всей стране.   То есть люди готовы переквалифицироваться из офисных сотрудников в рабочую силу?  В большей степени вынуждены. Это очень тяжелый психологический момент, но тут поднимается вопрос реализации возможностей. Большинство наших клиентов из числа безработных имеют высшее или профессионально-техническое образование, однако мы можем проводить переподготовку, повышать квалификацию безработных.  Почему в качестве пилотного проекта выбрана Днепропетровская область?  Там широко представлены разные категории работодателей. Это промышленность, производственная сфера, услуги, присутствуют крупные инвесторы, которые много лет сотрудничали с центром занятости. Исторически сложилось, что восточный регион всегда был достаточно активен. По Днепровской области в прошлом году у нас были очень хорошие показатели внедрения дуальной системы обучения безработных. Это значит, что учебный процесс подготовки специалистов состоит из двух этапов: теоретическая и практическая часть. Теоретическую часть обеспечивают учебные заведения, в том числе центры профессионально-технической подготовки службы занятости, а практическую — работодатель на базе своего предприятия, где наш безработный клиент при его содействии и поддержке проходит практическую отработку теоретического материала. На сегодняшний день в системе учебных заведений службы занятости проводится обучение по 90 лицензированным профессиям, включая наш центр обучения в Днепровской области, среди которых стропальщик, сварщик и электрик.  Если говорить в целом о стратегии, естественно мы также разделяем тенденции рынка к развитию е-сервисов и задумываемся над тем, как максимально сократить трату времени людей на выполнение формальных процедур. Например, хотим предоставить безработному возможность регистрироваться дома в комфортных условиях, чтобы клиент смог уделить вопросам заполнения анкет, внесения данных столько времени, сколько ему нужно для осмысления цели и мотивации обращения в службу, а также смог самостоятельно загрузить все документы через электронный кабинет, записаться на прием в удобное для себя время к любому специалисту. После этого, когда он придет на консультацию к карьерному советнику, не нужно будет тратить много времени на все вышеперечисленные процедуры, а можно просто сконцентрироваться на будущей работе. Можете назвать регионы, где существует высокий и низкий показатели дефицита кадров?  Нужно смотреть на регионы, которые, в первую очередь, подвержены массовой трудовой миграции или адаптируются к ее последствиям. Если исходить из этих факторов, в первую очередь, это западные регионы, где целые коллективы выезжают работать за границу. Например, производственные предприятия, которые размещены во Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областях, когда обращаются к нам за подбором персонала, жалуются на реальность с которой пытаются бороться каждый день. Они вкладывают деньги в специалистов, адаптируют их, обучают и затем эти специалисты, получая весь объем знаний про технологию работы или новую специальность, увольняются через полгода и начинают работать на идентичном предприятии в Польше, Венгрии, Чехии. Это та проблема, с которой мы имеем дело. Одни говорят, что проблема в оплате труда. Может это и так, а некоторые потенциальные мигранты заявляют, что готовы остаться в Украине, если им будут платить половину польской зарплаты. Но служба занятости не создает рабочие места, а работает с тем, что продуцирует рынок и экономика страны. Тем не менее, мы со своей стороны проводим информационную кампанию, если нас просят, то рекомендуем работодателям подходящую модель управления персоналом, чтобы извлечь конкурентные и интересные предложения по условиям труда.  Какой процент миграции украинцев на сегодняшний день?  В Украине нет официальной статистики по показателям внешней трудовой миграции. Единственным источником информации является отчетность лицензированных посредников по трудоустройству за рубежом. По результатам прошлого года 97 тыс человек официально трудоустроено через кадровые агентства. Из них большая часть — моряки, которые трудоустраиваются через крюинговые компании, и страной их назначения является Кипр, Испания, Греция. Если говорить по тем странам, которые обычно у всех на слуху, то статистика очень маленькая. Люди в страны бывшего Советского Союза выезжают самостоятельно. Пусть другие страны находят новые возможности для привлечения иностранных работников, создают более лояльные условия для сезонной работы, но такие действия со стороны правительств вызывают отторжение и неприятие со стороны местного населения. Проблема трудовой миграции, особенно нелегальной, намного острей, чем у нас в обществе привыкли об этом публично заявлять, и окутана многочисленными спекуляциями. К сожалению, наши работодатели проигрывают в своем конкурентном предложении. Иногда выбор в пользу другой страны не связан исключительно с зарплатой, а зачастую обосновывается желанием приобрести ощущение стабильности завтрашнего дня. По поводу Кипра, недавно я нашла информацию о том, что именно на острове работает большое количество украинцев, так ли это?  В основном это моряки, которые заняты в торговом или рыболовецком флоте. В прошлом году был большой скандал, когда украинских моряков задержали в Греции. Ситуация связана с тем, что трудовые отношения были оформлены не надлежащим образом, а работодатель избежал наказание за те действия, в которых обвиняют наших ребят.  Как на законодательном уровне отслеживать миграцию украинских граждан? Нужны ли государству эти данные?  Функция отслеживания миграции украинцев за рубеж не является прямой для службы занятости. Мы со своей стороны проводим большую работу, разъясняя гражданам преимущества легальной занятости и риски от нелегальной трудовой миграции. Но насколько люди хотят слышать друг друга, правильно воспринимать информацию, выявлять реальную потребность? Многие даже базово не знают, что предлагается на рынке труда и какие возможности предоставляются для работы в Украине. Для трудовых мигрантов я вижу большой потенциал в программе реинтеграции. Например, этого можно достичь через предпринимательские инициативы.  Должно присутствовать определенное внутреннее состояние, когда человек уезжает на заработки в другую страну, например, инициативность, ответственность и решительность, а если взять данные составляющие вместе, то эти качества соответствуют духу предпринимателей. А чтобы ими стать, людям нужна поддержка в создании идеи и площадки. Не соглашусь с тем, что в отношении трудовых мигрантов со стороны службы занятости есть какое-то отторжение. Иногда трудовые мигранты между своими поездками обращаются в службу занятости, чтобы узнать, какая для них есть работа в Украине. Например, специалист живет и работает в каком-то маленьком селе, а работа по его специальности есть в соседнем селе или областном центре. Раньше служба занятости не ставила акцент на том, чтобы с помощью перемещения и участия во внутренней трудовой мобильности трудоустроить такого работника. Однако, если работодатель готов поддержать кандидата в переезде, предоставлении временного места жительства или компенсирует его оплату, многие в таком случае соглашаются остаться работать в Украине. Плюс в том, что уже работодатель начал задумываться об этом и многим выгоднее стало вкладывать инвестиции в удержания персонала.  Много желающих украинцев перемещаться внутри страны? Скорее это перспектива и потенциал, потому что люди быстрее соглашаются переехать в другую страну, нежели остаться в своей, но работать и жить в другом регионе. Но даже при легальной трудовой миграции ты все равно мигрант. Да, те люди, которые покидают страну, получают новый опыт, расширяют профессиональные знания, овладевают новыми языками, знакомятся с ценностями и моделями работы, но они все равно мигранты.  Чего вам не хватает, чтобы запустить процесс оптимизации?  По большому счету мы уже работаем над этой стратегией и начали формирование конечного результата, которого хотим достичь. Чтобы осуществить все планы, параллельно нужна законодательная база, так как мы являемся государственной службой. Нам предстоит преодолеть много архаизмов бюрократической машины, поэтому нужно развиваться многовекторно. Некоторые решения, нам которыми мы начинаем работать, уже давно существуют на рынке. Объективно, у нас есть сложности. Слишком долго механизм работы службы строился на процессах, а не результатах. Работа с персоналом — вызов не менее сложный, чем разработка нового законодательства.   Можно сказать, что вы сейчас на пути избавления от бюрократизма?  Однозначно. Мы зрело оцениваем наши недостатки: консервативность, бюрократизм, шаблонность, формализм, закостенелость. В 2020 году заработает система оценки результативности предоставления услуг, эффективности реализации активных программ занятости, качества работы персонала. Сейчас, например, присматриваемся к тому, готовы ли мы оценивать свою работу по OKR. Меньше всего хочется, чтоб показатели формально подгонялись под критерии, а хочется видеть реальную картину.   С сентября мы начинаем работу над третьим компонентом развития услуг — специализированный карьерный советник. Это особый подход к оказанию услуг безработным, которые пользуются гарантиями в сфере занятости или являются недостаточно конкурентоспособными. Ветераны АТО/ООС, лица с инвалидностью смогут получать услуги службы, где связующей нитью проходит психологическая поддержка и профориентационные мероприятия. По большому счету, в этом мы видим наш вклад в развитие инклюзивного рынка труда. Принудить заставить взять на работу таких кандидатов невозможно. Мне кажется, пора изменить систему социальной поддержки, когда человек воспринимает себя полноценным членом общества, а не довольствуется подачками в виде квот, которые лишь усиливают косвенную дискриминацию.  Как я уже говорила, раньше мы были ориентированы больше на процесс, чем на конечный результат. Наконец-то мы осознали, что нашим клиентам не нужно предлагать услуги, которые не приведут к конечному результату — трудоустройству. Работая над кадровой политикой службы, то нашим приоритетом является развитие собственного тренингового центра, где приоритет отдается компетентностям, а не формальной бумажке.  Что вы делаете для обучения безработных?  Работодатели сейчас говорят о том, что специалисты не владеют навыками и компетенциями, которые необходимы на рынке. Возникает вопрос, почему учебные заведения общей системы не адаптируют программы под требования рынка? У нас есть 11 специализированных центров профессионально-технического образования, которые работают по стандартам министерства образования и науки соответственно лицензируют профессии, которым они обучают. Но вопрос в том, что большинство клиентов уже имеют техническое или высшее образование, а мы вынуждены обучать по той же программе, будто они впервые пришли в учебное заведение. Получается, что сегодняшнее законодательство не предусматривает для клиентов службы занятости адаптивные программы и более сокращенное обучение. Например, вы захотели стать поваром. Для скорейшего трудоустройства вы не будете обучаться всем модулям, а выберете, условно, курсы для освоения технологии работы в холодном цеху. Наш безработный лишен такой возможности. По итогу, мы обучаем безработных прогоняя через весь спектр программ, что занимает примерно год. Такая ситуация и с другими профессиями. Но какой работодатель будет ждать полгода или год, пока мы для него обучим человека? На выходе получается, что служба занятости не справилась со своей задачей. Даже в контексте переобучения безработных мы должны изменить подход и сделать систему обучения по государственному стандарту, но более гибкую.  Вы считаете, что этого можно добиться и поломать всю систему?  Мы действительно в этом видим потенциал. Например, Министерство образования и науки начало работать над законом об образовании взрослых, а в рамках данной законодательной инициативы может быть предусмотрена особенность обучения безработных в государственной службе занятости. То есть возможность отдельного подбора модулей, сокращения длительности курса обучения и другие компоненты, которые помогут максимально быстро пройти программу обучения и трудоустроиться.  В нынешнее время на какие навыки больше всего обращает внимание работодатель?  Сейчас более востребованы профессии рабочих и технических специальностей. Если говорить о навыках, то востребованы soft skills более, чем квалификация. В эпоху динамичности важен тот сотрудник, который сможет быстро адаптироваться к задачам, понимать новые правила игры, концентрироваться, уметь работать с технологиями и потоками информации. Очень важно уметь коммуницировать в коллективе, так как благодаря гаджетам мы теряем навыки общения с глазу на глаз. Ведь нам легче написать друг другу в мессенджер, чем вживую и изложить свою мысль. (Продолжение следует. Часть 2 на сайте Delo.ua: о работе с бизнесом и безработными) Беседовала Наталья Лошакова, специально для Delo.ua