Готов ли украинский рынок предложить качественную программу МВА

В конце осени в Киеве открываются программы британского Университета Шеффилда

Европейские тренды в МВА-образовании «ДЕЛО» обсудило со старшим лектором и академическим директором программ MBA и содиректором лаборатории стратегического менеджмента человеческих ресурсов этого университета доктором Лесли Шамози

Господин Шамози, как экономические сложности повлияли на отношение и соответственно бюджеты на корпоративное обучение?

Конечно, экономические проблемы серьезно повлияли на общие бюджеты корпоративного обучения. Тем не менее бюджеты, выделяемые для сотрудников, в которых организации видели большой потенциал, были сокращены не так сильно. Во многих случаях корпоративное обучение используют как дополнительный стимул, чтобы удержать сотрудников, которых готова переманить конкурирующая организация.

Как выглядит распределение бюджета на обучение в зависимости от его форм (МВА, тренинги, коучинг, мастер-классы)?

Нет реальной схемы, по которой распределяется бюджет. Многие организации рассматривают обучение в качестве партнерства со своими сотрудниками, будь то совместная оплата или посвящение собственного времени на обучение. Несмотря на стоимость MBA, оно обычно занимает малую процентную часть годового бюджета на образование.

Скольких человек компании ежегодно могут позволить себе отправить и отправляют на программы МВА? Регулируется ли этот процесс корпоративными службами персонала или они просто откликаются на инициативу своих сотрудников?

Не помню, чтобы мне встречался отдел кадров, который бы полностью финансировал больше пяти человек в год. HR-подразделения определенно играют ключевую роль в процессе, но нельзя недооценивать и инициативу персонала. Основным моментом является то, что отдел кадров не может заставить кого-то учиться на программах MBA. Успешный выпускник МВА — это человек, который хочет продвигаться вперед и упорно добивается этого. Этот путь — не из легких, необходимо совмещать работу, семью и учебу.

В нашей стране отношение к МВА-образованию неоднозначное. Многие считают, что это просто модная фишка и способ увеличить собственную стоимость на рынке труда. Какова ситуация в Европе?

Последнее, что я мог бы сказать о МВА, что это модная фишка. Давайте все поставим на свои места: вам не нужно иметь MBA-диплом, для того чтобы добиться повышения в зарплате, для этого вам необходимо просто усердно трудиться. Тот факт, что MBA-выпускники обычно получают более высокие зарплаты, быстрее и больше продвигаются в карьере и занимают более высокие посты, не основывается на том, что они получили свое MBA. Они также обладают знаниями, приобретенными в процессе учебы, которые дополняют упомянутые мной факторы успеха. Однако во времена экономического спада, как сейчас, мы наблюдаем, что все больше людей изъявляют желание учиться на европейских программах MBA, но не с целью получения большей зарплаты. Причина в том, что они стремятся выделиться на высококонкурентном рынке труда.

С какими мифами и предубеждениями относительно MBA приходится бороться в Европе?

Самый большой миф о выпускниках MBA, закрепившийся во время последнего финансового кризиса, — то, что это молодые профессионалы, находящиеся в постоянной погоне за деньгами, чувствующие запах крови и готовые пойти на все, чтобы победить. Так могло быть в прошлом, но сейчас программы очень сильно изменились. Сегодня выпускников MBA учат быть рассудительными, ориентированными на людей, думающими об окружающей среде и понимающими социальные нужды.

Каков «компенсационный период», устанавливаемый вашим выпускникам их работодателями, сколько они должны проработать в структуре после получения степени?

Одни выпускники не привязаны к организации после своего окончания, другие, как я слышал, должны отрабатывать от одного до трех лет. Общим правилом является тот факт, что если выпускник уйдет, не выполнив своего соглашения, он должен вернуть стоимость обучения работодателю.

Дайте совет нашим главам HR-подразделений и людям, думающим о поступлении на МВА, как выбрать правильную школу?

По моему мнению, а мое положение позволяет мне оценить множество прекрасных МВА-программ во всем мире, есть одно ключевое слово, относящееся ко всему процессу принятия решения, — международный.

Преподавательский состав (и профессора, и практики) должны иметь международное образование и международный опыт, контент курса должен иметь международную направленность. Критичной является и международная аккредитация программы, возможность общения с другими национальностями во время учебы