- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Life
- Дата публикации
Юрий Макаров: Женское лицо военного года в украинской литературе
Публицист и писатель Юрий Макаров для "АНТИдеграданта":
Если об открытиях года — помимо открытия для себя страны, в которой я живу больше полувека, в связи с Майданом и войной, это некий переход качества в количество в процессе, который мы фамильярно называем "Сучукрлит".
То есть, в литературу заходит — или уже зашло — следующее поколение, оттесняя вечно юных классиков в категорию пенсионеров. И главное — их, молодых, много. Уже не получается перечислить главных писателей на пальцах двух рук, в крайнем случае прибегая к помощи ног для поэтов.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaВторое забавное наблюдение: основной приток "молодежи" — женщины.
Навскидку: Катя Бабкина, "Соня". Бабкину все, кто интересуются, знали как поэтессу, а тут — роман, и не "новичковый".
Вика Амелина, "Синдром листопаду". Амелину вообще мало кто знал, а тут такой взрослый текст.
Ладно, Артем Чапай, хоть и не девушка, но тоже ворвался, и тут же его "Червону зону" взялись переиздать в Штатах.
Ну и, конечно же, София Андрухович, дочка того самого Андруховича, теперь уже сама звезда без натяжек и авансов. "Фелікс Австрія" не зря отхватил приз "Книжка року BBC" и поднял волну одновременно восторгов и чернющей зависти.
И вот еще что: может, мне померещилось, но на этом примере я убедился, что современная украинская литература стремительно избавляется от своего "регионализма". Андрухович-старший — в первую очередь станиславский феномен, а потом уже общеукраинский. То же с Прохасько или, наоборот, Жаданом — они очень привязаны к своему топосу. То есть, до последнего времени было принципиально важно, что та или иная книжка пишется во Львове, Харькове, Ивано-Франковске…
А вот у Софийки фактуры — экзотические в квадрате (не просто Ивано-Франковск, а Станислав времен Австро-Венгрии), и куча диалектизмов, которые она специально расшифровывает в сносках, и все равно понятно, что смотрит она глазами сегодняшнего средневзвешенного украинца, и потому это интересно и в Киеве, и в Днепропетровске, и в Одессе. Оптика поменялась, страна ментально объединилась.
Но все-таки главное открытие года — Олена Степова. Скромная интеллигентка из оккупированного Свердловска Луганской области написала книжку "Все будет Украина". Точнее, она, ни на что не претендуя, изо дня в день вела дневник на своей страничке в Facebook, и оказалось, что у этой странички 25 с лишним тысяч читателей. И не только в Украине.
Некоторые по своей инициативе собирали эти тексты, распечатывали и передавали из рук в руки. А вот теперь — книжка в киевском издательстве "Дух і літера" (кстати, первый тираж уже размели). Готовится, насколько я знаю, перевод как минимум на французский, и это бомба. Потому что это невыдуманные переживания в пограничной в прямом и переносном смысле ситуации, вот буквально на грани жизни и смерти. Получился репортаж прямо с этой грани, а также размышления о своей стране, своем месте в ней, и это, конечно, журналистика, но и литература не в меньшей степени.
Так что есть что читать и есть о чем думать. А также есть что делать, потому что война.
Чем было важно заниматься в 2014-м и чем будет важно в 2015-м?
В 2014-м, как и все, был занят Майданом, работал "пикселем" и немного подвизался на "Громадському радіо" — по-моему, это было важно. Потом готовил к изданию свою книжку эссеистики "R2U" (продается в "Є"). Помогал наполнять контентом "Тиждень", куда же я без него.
А теперь жду не дождусь начала работы с "Першим каналом", где, даст Бог, у нас стартует аналитическое ток-шоу на пару с моим товарищем Евгением Степаненко. Речь пойдет о войне — самые разнообразные проблемы общества в разрезе продолжающейся войны с Россией. Это, пожалуй, самое важное сейчас.