Как получить работу в большой международной компании: пять советов для успешного прохождения собеседования

Не существует однозначного ответа на вопрос, как "правильно" вести себя на собеседовании. Однако хорошая подготовка к собеседованию и умение показать свои лучшие качества существенно повышают шансы соискателя на получение желанной работы в международной компании

Начнем с того, что самый верный способ начать карьеру в международной компании для молодого специалиста — устроиться на стажировку. Соответствующие программы есть у большинства мультинациональных корпораций. "Такой старт поможет получить "правильный" первый опыт, понять специфику работы крупных международных компаний и стать более востребованным в будущем", — считает Дмитрий Шкурко, ведущий консультант по рекрутингу компании Brain Source International. Работодатель оценивает молодых специалистов не с точки зрения профессионального опыта (который нередко отсутствует), а с точки зрения готовности к обучению, стремления к профессиональному развитию, а также мотивации на работу именно у этого конкретного работодателя.

Для уже состоявшегося специалиста самый верный способ попасть на работу в хорошую международную компанию — быть заметным и успешным в своей отрасли, уверены опрошенные Delo.UA эксперты. Следует помнить, что львиная доля международных компаний сотрудничает с рекрутинговыми агентствами, чьи рекрутеры постоянно мониторят рынок, выявляя "звезд" — сотрудников, способных усилить команду компании-клиента. Таких сотрудников не так много, и они, как правило, не чувствуют недостатка внимания со стороны работодателей даже в период, когда рынок труда переживает тяжелые времена.

Но как для начинающих специалистов, так и для профессионалов в своей сфере очень большое значение имеет собеседование с будущим работодателем. К чему нужно быть готовым для успешного прохождения собеседования в международной компании?

Во-первых, чтобы себя удачно "продать", к любому собеседованию обязательно нужно готовиться заранее. Неподготовленность, по словам Ирины Гонтарь, эксперта по системам управления персоналом компании "САН ИнБев Украина", является основной ошибкой соискателей. И речь идет не о повторении сложных финансовых моделей или методологии расчета основных показателей здоровья бренда (хотя функциональные знания и навыки — это, безусловно, важно). "Ключевой является общая подготовка к интервью — изучение информации о компании и ее позиции на рынке, основных продуктах и их позиционировании, информацию о желаемой должности и т.д." — отмечает Гонтарь. Соискатель должен четко для себя ответить на вопрос — почему он хочет работать именно в этой компании. HR-менеджеры любят задавать этот вопрос в ходе собеседования, поэтому лучше продумать ответ заранее.

Необходимо также заранее подготовить вопросы, которые соискатель хотел бы задать представителю компании. Наличие таких вопросов будет говорить о вовлеченности кандидата и заинтересованности в данной компании и вакансии. Вопросы должны касаться профессиональных аспектов, вопросов о компенсации рекомендуется избегать. Можно спросить, что ожидает компания от нового сотрудника? В связи с чем появилась вакансия? Какие цели и задачи ставятся новым сотрудником на период испытательного срока?

Во-вторых, внешний вид. Собеседование — это деловая встреча, внешний вид крайне важен, ведь произвести первое впечатление можно только один раз. Главные рекомендации — минимум макияжа, нейтральный маникюр, чистые уложенные волосы, никаких ярких или крупных украшений, аккуратная неяркая одежда (ближе к деловому стилю). "Не забудьте поставить телефон в беззвучный режим, чтобы он не отвлекал вас и вашего интервьюера от беседы. Ни в коем случае не отвечайте на телефонные звонки во время интервью и постарайтесь выделить 1-1,5 часа времени для беседы. Если вы будете спешить и нервничать, это произведет не самое благоприятное впечатление о вас", — отмечает Екатерина Власова, старший консультант кадрового холдинга "Анкор" в Украине.

В-третьих, описание профессионального опыта. Рекрутеры рекомендуют заранее продумать, о чем соискатель будет говорить в контексте опыта работы. Важно сделать акцент на самых больших достижениях. Информация должна быть максимально конкретна, желательно в цифрах. Важно также указать, как оценивалась работа соискателя и что являлось показателем эффективности.

"Очень важно подумать о своих сильных сторонах и областях для развития, причем на конкретных примерах. Отсутствие примеров, подтверждающих слова соискателя, — грубая ошибка. Ведь если кандидат как сильную сторону заявляет лидерские способности, хочется услышать об успешных командных проектах, организации важных событий и вовлечении людей в работу", — говорит Гонтарь.

По словам Власовой, следует понимать разницу между нередким "приукрашиванием" каких-либо фактов профессиональной жизни и заведомо неправдивой информацией. "Опытный рекрутер без особого труда сможет вывести сочинителя "на чистую воду". Для этого достаточно задать несколько прямых вопросов о прямых обязанностях соискателя, его проектах или результатах. Именно детали играют самую важную роль. "Слабое звено" неправды на собеседовании — ответы на уточняющие, нестандартные вопросы, о которых никто не напишет в открытых источниках", — полагает рекрутер.

В-четвертых, личные качества. "Соискатель должен четко ответить себе на вопросы: "Какую пользу я могу принести компании? Как мои личностные качества, профессиональные навыки и опыт помогут вывести процессы на новый уровень и достичь выдающихся результатов?" — отмечает Ирина Гонтарь.

По словам Дмитрия Шкурко, для международных компаний очень важно, чтобы потенциальный сотрудник демонстрировал набор ключевых компетенций и качеств, а именно лидерство, динамичность, ответственность, клиентоориентированность. "Но соискатель должен ими должны действительно обладать, чтобы органично и естественно выглядеть на собеседовании. Иначе если соискатели начинают моделировать, придумывать о себе — опытный HR, рекрутер или руководитель очень легко вскроет такую манипуляцию", — говорит Шкурко.

Соискателю также следует быть готовым к вопросам личного характера. "Расскажите о себе, о ваших жизненных ценностях, планах и приоритетах. Здесь важно быть открытым, но понимать, что вы не на приеме у психолога, и не поддаваться на провокации", — резонно добавляет Елена Грищук, директор HR-агентства Forsage.

Наиболее типичная ошибка, по мнению рекрутеров, это пренебрежение так называемыми soft skills. Каким бы ни был экспертом в своей области соискатель, любая работа предполагает взаимодействие с людьми, определенную командную работу и субординацию. "Пренебрежение или отрицание этого очень часто оборачивается отказом. Любые неуместные фамильярности, панибратство, переход на личности могут потопить даже самого большого профессионала", — считает Дмитрий Шкурко.

Также нужно продумать, что отвечать на вопросы, связанные с личными интересами и хобби. "Если ваше хобби — кинематограф, будьте готовы говорить о раннем творчестве Стэнли Кубрика, а не о том, что сейчас идет в кино", — резонно добавляет Ирина Гонтарь.

В-пятых, мотивация. Даже если у соискателя отсутствует необходимый опыт или он работал в другой сфере, это еще не повод отказываться от интересующих компаний или вакансий. Настойчивость, умение раскрыть свои сильные стороны, конструктивная мотивация и позитивное мышление иногда способны заменить многое.

HR-специалисты достаточно часто задают вопрос, кем кандидат видит себя через 5-10 лет в компании. Нужно быть готовым к этому вопросу.

Для многих кандидатов болезненным является вопрос относительно причин поиска нового места работы или увольнения с предыдущего.

"Если вас уволили с предыдущего места работы — так и скажите HR-менеджеру и объясните настоящую причину. Увольняют многих людей по совершенно разным причинам. Если причина неблаговидная, расскажите об уроках и выводах, какие вы сделали из сложившейся ситуации. Открытая позиция и готовность учиться на собственных ошибках — это плюс", — считает Екатерина Власова.

И в заключение — практический совет: избегает фраз "если честно", "по правде говоря", "прямо скажем". Это вполне может означать, что соискатель говорит неправду, поскольку использование подобных фраз подсознательно вызвано стремлением сделать так, чтобы ему поверили.