НБУ курс:

USD

41,17

+0,09

EUR

45,03

--0,03

Наличный курс:

USD

41,28

41,15

EUR

46,00

45,70

Файлы Cookie

Я разрешаю DELO.UA использовать файлы cookie.

Политика конфиденциальности

Как создавать новые продукты питания в эпоху ЗОЖ

Как делать бизнес на ЗОЖ — что необходимо учесть и чего лучше избегать?
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

За последние несколько лет пищевая промышленность пережила настоящую революцию. Когда-то сладкие напитки и снеки были самыми популярными и прибыльными товарами, сейчас потребители выбирают полезные для здоровья продукты, а на упаковке заметно выделяются слова "без добавления сахара" и "органик". Движение к более здоровой еде стало сильным трендом, во многом благодаря большей осведомленности общества о культуре питания.

Согласно прогнозам, мировой рынок здорового питания с 2016 по 2021 гг. вырастет на $104,70 миллиардов и составит $811,82 миллиардов. В Украине, как и по всему миру, также неуклонно растет запрос на ЗОЖ и правильное питание. Косвенно это наблюдается по увеличению количества брендов, ориентированных на здоровый образ жизни, открытию новых фитнес-клубов и эко-магазинов, а напрямую — в выручке отделов овощей и фруктов супермаркетов, растущей доле продаж здоровой еды в кафе и ресторанах, по спросу на консультации диетологов.

Растущая аудитория готова искать и пробовать новинки, в силу того, что выбор пока невелик и не всегда продукт соответствует заявленной концепции. "ЗОЖная" аудитория довольно избирательна, поэтому если вы делаете полезный и честный продукт — получите высокую лояльность клиентов и повторные продажи. По сути, в Украине этот сегмент — "непаханое поле", в котором можно сравнительно быстро и при небольших инвестициях стать ведущим брендом в своей нише.

Сменив работу в финансовой и строительной сфере на создание собственных стартапов в области продуктов питания, я начал анализировать кейсы в сельском хозяйстве — выращивание овощей и ягод. Эта сфера является естественной для Украины, и я хотел перейти в "реальный" сектор, где четко виден результат усилий и возможность давать людям полезный продукт. Несколько месяцев "прощупывая" сегмент, принял решение сконцентрироваться на конечном для покупателя продукте, где есть возможность максимально быстро начать, и где практически нет по-настоящему здоровых продуктов.

Я решил нацелить продукт на спортсменов и фитнес-энтузиастов, которые уже давно "в теме" здоровья и следят за своим питанием и показателями, занятых людей, которым нужен быстрый здоровый перекус, и, как ни странно — детей, которые не хотят есть овощи, и которым их можно предложить вместе с вкусными ягодами.

При выборе позиционирования в этой категории важно отталкиваться от своих ценностей и ценностей своих партнеров и коллег. Это, в свою очередь, трансформируется в ценности и позиционирование продукта и бренда. В нашем случае — это здоровье, простота в приготовлении, вкус и честность во всем, что мы делаем.

На первом этапе работы над продуктом, для отработки вкуса, отслеживания реакции организма и влияния на спортивные результаты, я четыре месяца подряд ел по два смузи в день, пробовал разные рецепты и концепции. После этого уже можно переходить на тестирование идеи среди знакомых и друзей — потенциальных потребителей и партнеров.

Для создания партии смузи для семи торговых точек мы временно арендуем цех и морозильный склад в большом пищевом производстве и работаем на нем 1 раз в неделю. Это менее затратно, чем создавать с нуля свое производство, а также автоматически обеспечивает соблюдение санитарных норм и чистоту.

Сам процесс производства можно условно разделить на три этапа:

1. Отбор качественных ингредиентов. Важно перепробовать на вкус все, что предлагается, проверить репутацию и сертификаты.

2. Тестовые вариации каждого рецепта. На этом этапе необходимо понять, какой вариант пропорций ингредиентов самый рабочий для вас. Для разработки рецептов у нас был приглашен опытный специалист, диетолог, который много работал с продуктами питания и понимает, как могут ощущаться на вкус разные сочетания ингредиентов. Тем не менее, первые варианты рецептов смузи пережили десятки разных вариаций, и все еще в процессе доработки.

3. Плановое производство. После выбора одного из тестовых вариантов, его можно запускать в плановое производство. В самом начале важно понимать нюансы производства и контролировать каждый этап. Поэтому я вместе с двумя поварами участвую в подготовке и фасовке продуктов. С каждой производственной сессией мы находим возможности для оптимизации процесса и продукта и заносим все в соответствующий журнал.

Проверять свою идею можно только на практике, при этом максимально расширяя каналы продаж и параллельно дорабатывая рецепты и ассортимент. Мы начали с кофеен, где довольно быстро получили обратную связь, что проект "живой", выйдя в оптимистический прогноз по продажам за первый месяц. Потом зашли в ряд салонов красоты, сейчас общаемся со спортклубами и другими локациями, где чувствуем спрос на продукт и концентрацию "наших людей".

Для выхода в кафе и торговые сети нужно четко понимать свой продукт, чем он ценен, и самое главное — как он встраивается в продуктовую матрицу точек продаж. Если продукт расширяет аудиторию заведения и формирует дополнительную выручку, то нужно доказывать это владельцам и менеджерам и начинать работать.

Важно минимизировать влияние персонала на точках продаж, которые, к слову, мы не контролируем. Люди на местах бывают ответственными и открытыми к новым продуктам, но, к сожалению, не всегда. Для это необходимо продумать, как должен выглядеть мерчандайзинг, какие изменения в технологию производства и продаж нужно внести. Наш продукт предполагает хранение в замороженном виде, поэтому мы поставляем сразу свои брендированные морозильники для правильной презентации и хранения продукта.

Возможностей для масштабирования бизнеса, основанного на продуктах питания для здоровья и хорошего самочувствия, может быть множество. Это и развитие продуктовой линейки, и расширение каналов продаж, и возможность построить подписную модель на продукт, и собственный ритейл-формат, и выход на новые рынки. Важный момент в масштабировании — маркетинг. В силу нишевости, добьется успеха тот проект, который будет правильно коммуницировать со своей целевой аудиторией.  

В первый год жизни проекта важно активно дорабатывать как его концепцию, так и сам продукт с учетом обратной связи потребителей, производственного процесса и процесса продаж. Попутно необходимо нащупывать наиболее эффективные каналы продаж, чтобы успеть занять их и стать первыми в сегменте. Будучи уверенными в первом и во втором  — ярко и эффективно коммуницировать о себе рынку для развития бренда и повышения продаж. Также необходимо продолжать анализировать вход в производство непосредственно ингредиентов с тем, чтобы лучше контролировать качество и себестоимость продукта.