НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,60

41,55

EUR

44,05

43,81

Какие трудности ждут украинских трудовых мигрантов в Нидерландах

Как Голландия препятствует трудовой миграции и можно ли обойти юридические сложности
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом вступило в силу 1 сентября 2017 года. Буквально на следующий день мне начали звонить нидерландские компании с вопросом, могут ли они нанимать украинских граждан на работу. Звонили также украинцы, интересуясь, могут ли они наниматься на работу в Нидерландах. В этой статье я хотел бы дать не только теоретическо-юридический ответ на этот вопрос, но и осветить ту скрытую борьбу, которую правительство Нидерландов ведет в Евросоюзе, отстаивая национальные интересы рынка труда. Хочу также показать, каким образом Нидерланды постепенно проигрывают эту борьбу Евросоюзу, что дает надежду украинским гражданам все-таки получить шанс приезжать на легальные заработки в страну в обозримом будущем, соблюдая определенные правила.

В Нидерландах по подсчетам за 2015 год работало около 206 тысяч трудовых мигрантов из Польши.

Много мигрантов приезжает на заработки в Нидерланды из прибалтийских стран, Румынии, Болгарии и других европейских стран, в которых заработные платы традиционно не высокие. В общей сложности по существующей государственной статистике в 2015 году их насчитывалось 815 тысяч человек.

Уже несколько десятилетий подряд в Нидерландах существует большая потребность в высоко квалифицированных работниках в таких секторах, например, как строительный, аграрный, пищевой и производственный. С одной стороны, можно сказать, что такие европейские трудовые мигранты очень нужны Голландии, но с другой стороны, исторический опыт страны за последние 50 лет показывает, что со временем присутствие таких трудовых мигрантов в результате приводит к проблемам на внутреннем рынке труда. Это почти всегда выливается в социально-экономические трудности отдельных социальных слоев. Впоследствии одна из самых густонаселенных стран мира должна потом десятилетиями перерабатывать и разрешать накопившиеся в связи с миграцией проблемы.  

В связи с этим для Нидерландов остается критически важным, чтобы Соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом не предоставляло гражданам Украины права свободно обосновываться или работать на территории стран-членов ЕС и, в частности в Нидерландах.

Однако, несмотря на сопротивление Нидерландов, интересно отметить, что Соглашение все-таки оставляет странам-членам ЕС право самим определять, сколько подданных Украины они допускают на свою территорию для работы по найму. В той же Польше по последним статистическим данным работает уже около 1,2 млн украинцев. Они получают разрешение на работу и вид на жительство на основании трудовых договоров, которые заключаются с польскими компаниями и организациями. Подобная практика осуществляется и в других странах Центрально-Восточной Европы.

И вот тут-то начинается самое интересное. В Европе уже с 1997 года существует так называемая Директива о Прикомандировании. Ее целью является защита прав прикомандированных работников в ЕС. Европейский Союз стремится создать единую экономическую зону из европейского рынка. Такая директива помогает в достижении этой цели. В этом контексте всяческие барьеры должны быть убраны и это означает, что законодательство стран-членов ЕС должно быть максимально гармонизировано.

Несмотря на существование данной директивы, компании всегда пытались недобросовестно использовать это законодательство.

Одним из вызовов для свободного перемещения работников в ЕС является социальный демпинг. Это означает, что люди c самыми низкими доходами эмигрируют в страны-члены ЕС c высокими зарплатами. Эти мигранты зачастую готовы работать за небольшую заработную плату, которая ниже рыночной или даже ниже минимальной заработной платы, установленной законом в стране. Это приводит к несправедливой конкуренции в Европе. В этой связи в 2014 году была принята ещё одна Европейская директива, целью которой стало улучшение и поддержка административного сотрудничества между странами-членами ЕС, но и она до сих пор неэффективна для разрешения проблемы с мигрантами из восточной Европы, труд которых все-равно низко оплачивается. 

С нидерландской стороны в прошлом для защиты своего рынка труда была предпринята попытка требовать разрешение на работу от нидерландского работодателя для таких трудовых мигрантов, как выходцы из не Европейских стран. В ответ на это требование Европейским Судом был создан важный прецедент, который, по сути, сломал планы нидерландского правительства оградить таким образом страну от дешёвых трудовых мигрантов. Вкратце на практике это означает что, к примеру, агентства занятости из других европейских стран могут привлекать дешевую рабочую силу из не европейской страны для работы в Нидерландах. 

Таким образом, нидерландского законодателя на европейском уровне насильно заставили внедрить важнейший принцип европейского внутреннего рынка, а именно свободное предоставление услуг европейскими компаниями по всей территории Евросоюза.

Это означает, что если работник, выходец из Украины, официально и легально работает на компанию, к примеру, в Польше, то польская компания, при соблюдении определённых требований, имеет право послать данного работника непосредственно в Нидерланды на основании договора о предоставлении услуг нидерландской компании или организации.

Одним из важных элементов нидерландского закона является тот факт, что иностранный работник должен получать зарплату эквивалентную нидерландской минимальной заработной плате.

Также необходимо, чтобы работник, направленный в Нидерланды, выполнял в  стране идентичную работу, на которую он имел право в стране-члене ЕС, откуда он был направлен. К примеру, повар в Польше не может работать как плиточник в Нидерландах.

Закон также требует, чтобы работодатель направленного мигранта вёл существенную, активную и реальную коммерческую деятельность в стране-члене ЕС, откуда направляется работник. Цель этого требования предотвратить фальшивые конструкции, при которых компании создаются только для того, чтобы направить не европейских граждан на заработки в страны ЕС.

Таким способом не европейских граждан можно направить в Нидерланды на работу максимум на 2 года без права на продление срока.

Директива о Прикомандировании вызывает много дискуссий в Нидерландах. В такие моменты голландцы задумываются о том, что членство в ЕС все больше ущемляет и вытесняет суверенность и независимость их страны. Многие голландцы открыто заявляют, что они себя уже давно чувствуют чужаками на своей собственной земле. 

Как бы не прискорбна была эта ситуация для самих Нидерландов, для украинцев такое демократическое европейское и уже даже национальное законодательство дает возможность с трудом, но все же получить шанс в обозримом будущем выезжать легально на заработки в европейскую страну. Туда, где высокие зарплаты, минимальный уровень которых жёстко контролируется местными властями, и где можно рассчитывать на защиту правосудия в случае нарушений и недобросовестных действий со стороны работодателей.