Кого послать за "Оскаром" от Украины? Восемь претендентов

Украинский Оскаровский комитет завершил прием заявок для участия национальных фильмов в отборе на выдвижение ленты от Украины на премию "Оскар". "Выдвиженца" будут выбирать из восьми фильмов
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Украинский Оскаровский комитет завершил прием заявок для участия национальных фильмов в отборе на выдвижение ленты от Украины на премию "Оскар" в категории "Лучший фильм на иностранном языке".

В этом году "выдвиженца" от Украины будут выбирать из восьми лент, которые соответствуют формальным требованиям Американской киноакадемии и (главное) авторы которых считают, что они имеют, пусть минимальный, но шанс быть замеченными в США (именно поэтому они обеспокоились подать соответствующую заявку, весьма обширный пакет документов и продумать маркетинговую кампанию своей картины в Штатах).

Безусловно, сила позитивного мышления подталкивает к тому, чтобы утверждать, что шансы у Украины на "Оскар" есть всегда. И у каждого украинского фильма. Но это не так. "Оскар" — это не лотерея, где можно вытянуть счастливый билет, а скорее Олимпийские игры, для участия в которых требуется пройти определенный квалификационный отбор. И выдвигать на соискание награды от страны стоит, в этом смысле, даже не самый-самый лучший украинский фильм — но такой высококачественный украинский фильм, который имеет больше всего шансов зацепить внимание американской профессиональной киноаудитории — тех, от кого зависит его попадание в номинацию.

После скандала 2014-го такую квалификационную рамку отчасти предусмотрели в самих правилах национального отбора: дополнительные очки теперь получают картины, которые были в конкурсе международных фестивалей класса "А", получили на них призы и имеют прессу в профильных киноиндустриальных изданиях, которые читают в Голливуде, таких как Variety и Hollywood Reporter. Также очень нелишним является наличие у картины дистрибьютора в США, готового заниматься ее "премиальным" продвижением и выпустить в американский кинопрокат.

В этом году ни одного украинского фильма, который бы отвечал всем этим требованиям, — нет.

Стоит помнить, что по правилам выдвигать можно полнометражный фильм, большинство авторов которого — граждане Украины либо постоянно тут проживают, и который был выпущен в украинский кинопрокат в период с 1 октября 2016 года по 30 сентября 2017-го (требования к самому прокату при этом минимальны — достаточно недели коммерческих показов в одном кинотеатре).

Ниже представлена короткая характеристика "заявившихся" на отбор украинских картин. Она сознательно нелестно обращает внимание на их недостатки, пытаясь взглянуть на украинские фильмы с неукраинской точки зрения, учитывая, что из современного украинского кино в США знают разве что "Племя" Мирослава Слабошпицкого, да документальную "Зиму в огне" Евгения Афинеевского, которую (в производственном плане) ассоциируют прежде всего с Netflix, но не с украинским кинематографом.

"Живая"

режиссер Тарас Химич

в прокате — с 24 ноября 2016 года

Пример львовского кинематографа. Героиня с мистическими способностями борется в карпатских лесах с "советами", проживая страстную любовь. Чтобы разобраться в происходящем на экране, необходимо перед просмотром прослушать лекцию по истории Западной Украины 1940-х — 1950-х годов или, хотя бы, прочитать аннотацию к фильму: Тарас Химич предпочитает концентрироваться не на сюжете, но на страдающем лице героини и Карпатах, красиво снятых бесцельно летящей камерой.

"Чужая молитва"

режиссер Ахтем Сеитаблаев,

в прокате — с 18 мая 2017 года

Душещипательная общечеловеческая история Саиде Арифовой, которая спасала еврейских детей в Крыму во время Второй мировой войны, рассказанная благодаря всполохам воспоминаний одного из спасенных. Фильм представляет события в идеализированном виде и часто вырванными из ужасной реальности. Такая их трактовка неслучайна и подкреплена художественными аргументами, но все же удовлетворяет не всегда.

"Червоный"

режиссер Заза Буадзе),

в прокате — с 24 августа 2017 года

Исторический героический фильм, выполненный по формуле, знаменито сформулированной Михаилом Ильенко: "Мы — для нас — о себе". Практика показывает, что такие картины, благодаря своему патриотизму и национальной самобытности оказывающиеся главными зрительскими манками в Украине, за рубежом отклика почти не находят — как это было и с "Тем, кто прошел сквозь огонь" Михаила Ильенко, и с "Поводырем" Олеся Санина.

"Dzidzio Контрабас"

режиссер Олег Борщевский,

в прокате — с 31 августа 2017 года.

Фильм, главную роль в котором играет самопровозглашенная "мегапопулярная" звезда украинской эстрады Dzidzio, обещает стать зрительским хитом отечественного кинопроката, что весьма ценно для развития массового украинского кинематографа. Однако вероятность того, что комедийная история с карикатурными персонажами будет интересна за океаном, близка нулю.

"Уровень черного"

режиссер Валентин Васянович

в прокате — с 31 августа 2017 года

Картина о кризисе 50-летнего героя, экспериментально собранная из 35 сцен, снятых без слов и одним кадром, может привлечь внимание небезосновательным упоминанием "Племени" Мирослава Слабошпицкого — Валентин Васянович был продюсером и оператором знаменитой картины, и теперь использовал художественные приемы "Племени" в своей ленте. Правда, иллюстрируют они бытово-скучный, скупой на взрывы эмоций сюжет, лишенный шок-эффекта.

"Никита Кожемяка"

режиссер Манук Депоян

в прокате — с 13 октября 2016 года

Первый украинский полнометражный анимационный фильм, выполненный в технологии 3D-анимации. Сознательное стремление авторов использовать голливудские приемы делает картину вторичной, а национальную составляющую низводит до фольклорных рюшей, антуража, что лишь подчеркивает "перво-блинные" недостатки картины.

Также на рассмотрение Украинского Оскаровского комитета представлены две работы, кинопрокат которых запланирован позже, либо не запланирован вообще (в случае решения выдвинуть такой фильм, организовать "формальные" семь дней его показов в одном кинотеатре не составит особого труда) — "Война химер" Анастасии и Марии Старожицких и "Стремглав" Марины Степанской (в прокате — с 9 ноября 2017 года).

"Война химер"

режиссеры Анастасии и Марии Старожицких

с 14 сентября 2017 года ленту начнут показывать в рамках фестивального проекта Docu/Хит, организованного Международным фестивалем документального кино о правах человека Docudays UA

Повествует о взаимоотношениях автора фильма Анастасии Старожицкой и ее возлюбленного — добровольца, пережившего Иловайский котел, вписывая личную драму в трагический сюжет русско-украинской войны. Ленту называют художественной историей, основанной на документальном материале, однако гармоничного соединения реконструкции интимных отношений надломленных героев и пронзающей реализмом военной хроники не выходит. Фильм и сам оказывается "химерой", поражая и обескураживая в равной мере.

Кандидатура "Стремглав" выглядит предпочтительней, в первую очередь, благодаря "галочкам" ее дополнительных (международных) достижений — премьере в конкурсной программе 52-го МКФ в Карловых Варах и наличии рецензий в профильных мировых изданиях.

"Стремглав"

режиссер Марина Степанская

в прокате — с 9 ноября 2017 года

Хотя камерный характер фильма о случайно-мимолетной встрече двух молодых людей, потерявших себя в современной украинской жизни, вряд ли позволит претендовать ему на серьезное внимание Американской киноакадемии.

Собственно, на такое внимание в США в этом году не может претендовать ни один украинский фильм.