Корпоративное образование: чему бизнес обучает сотрудников в кризис

Со второй половины 2015 года вырос спрос на корпоративное обучение персонала. Помимо специализированных программ, бизнес стал уделять больше внимания обучению сотрудников работе в период нестабильности
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Украинский бизнес понемногу приходит в себя и приспосабливается к новым политическим и экономическим реалиям, возвращаясь к таким базовым моментам, как обучение персонала. В период кризиса расходы на обучение персонала одними из первых попали под сокращение в рамках программ компаний по оптимизации.

Возвращение к основам

По оценкам экспертов, если в 2014 году вопросами обучения персонала занимался в основном крупный бизнес и компании с западным капиталом, то к середине 2015 года о необходимости повышения квалификации сотрудников вспомнил и МСБ (малый и средний бизнес).

"В 2014 году в связи со сложной ситуацией в стране многие компании приостановили либо сократили обучение сотрудников, т.к. неизвестно было, что вообще делать дальше. Продолжили корпоративное обучение персонала лидеры рынка и компании с иностранным капиталом. Сейчас ситуация меняется, многие компании активизировались в этом направлении. Увеличилось количество компаний, которые занимаются созданием собственных корпоративных университетов и привлекают на работу внутренних тренеров", — обрисовывает ситуацию Павел Шулика, коммерческий директор тренинговой компании SMART Consulting.

К примеру, в компании "САН ИнБев Украина" за планирование, проведение и отслеживание эффективности тренингов отвечает корпоративный университет. У компании есть внутренние тренеры, которые в основном работают над развитием лидерских компетенций. Для отдельных тренингов привлекаются внешние специалисты.

"Количество тренингов по сравнению с докризисным периодом у нас не изменилось. Ведь тренинг — это лишь один из инструментов развития сотрудника. Развитие в компании проходит по принципу 70-20-10, где 70% — опыт на рабочем месте, 20% — коучинг, 10% — тренинг. Мы рассматриваем тренинги как инвестиции в персонал, и компания готова инвестировать в тренинги тогда, когда это действительно необходимо", — рассказывает Ирина Гонтарь, эксперт по системам управления персоналом компании "САН ИнБев Украина".

По словам Павла Шулики, стоимость образовательных услуг за год выросла в среднем на 30-40% в гривне. При этом далеко не все тренинговые компании смогли пережить непростой 2014 год, многие вынуждены были уйти с рынка.

Происходят изменения и в подходах компаний к обучению персонала. Ранее, лет 5-6 назад, когда компании начали "приходить в себя" после кризиса 2008 года, компании-заказчики воспринимали тренинги как некую "пилюлю" для решения многих вопросов "одним махом". "Сейчас ситуация меняется, компании более профессионально подходят к вопросам развития сотрудников: заказывают не просто тренинги, а комплексные мероприятия с пред- и пост-тренинговой работой для получения максимального результата", — говорит Павел Шулика.

Чему и кого учат?

Согласно опросу экспертов, проведенному Delo.UA, прямой зависимости между размером компании, спецификой ее работы и отношением к обучению персонала нет. Тем не менее, в первую очередь озадачены обучением сотрудников компании, которые ориентированы на работу с розничными клиентами.

Наиболее продвинутые системы обучения — в телекоммуникационных компаниях, в секторе с высочайшим уровнем конкуренции. Такая же ситуация в секторе финансовых услуг, ритейле и FMCG секторе (товары народного потребления).

Кого в первую очередь учат? Это, конечно же, отдел продаж и топ-менеджмент. Причем фокус часто делается на обучении линейных менеджеров и менеджеров среднего звена.

Ирина Гонтарь поясняет, что именно сотрудники отдела продаж представляют компанию перед клиентами и генерируют прибыль, поэтому важно, чтобы все они использовали единый принятый подход к работе. "Также очень важно обучение руководителей, они должны уметь эффективно управлять командой", — отмечает Гонтарь.

Какие тренинги пользуются наибольшим спросом? "Как говорить, что говорить, с кем говорить, как нивелировать конфликты, как пережить и использовать период изменений, как структурировать и подавать информацию, как провести сложные переговоры и т.д." — обобщает Наталья Копыленко, руководитель Академии Бизнеса EY в Украине.

По ее словам, в последнее время повысился спрос не только на корпоративные, но и на индивидуальные тренинги. "Можно отметить многочисленные запросы на индивидуальное обучение. Спектр программ разнообразный — от подготовки и проведения презентаций до сравнения МСФО (международные стандарты финотчетности) и П(С)БУ (украинские стандарты бухучета)", — говорит Наталья Копыленко.

По оценкам Павла Шулики, вырос спрос на тренинги, которые помогают менеджменту и ключевым сотрудникам эффективно работать в кризис и в период нестабильности (к примеру, "Управление изменениями в компаниях", "Работа компаний в кризис"). Одним из самых востребованных тренингов прошлого года был "Стресс-менеджмент", востребован он и сегодня. Никогда не выходят из моды такие тренинги, как "Развитие навыков продаж", "Переговоры", тренинги для розницы (продавцы, обслуживающий персонал).

В завершение можно отметить, что уже не только собственники крупных компаний начинают рассматривать обучение как обязательный инструмент повышения эффективности действий персонала, который влияет на достижение стратегических целей компании, но и МСБ. Бизнес стал более системно подходить к обучению, что не может не радовать.