НБУ курс:

USD

41,40

+0,11

EUR

45,14

+0,17

Наличный курс:

USD

41,65

41,59

EUR

45,45

45,30

Кризис не погубит футбол

Известный футбольный агент Шандор Варга рассказал «Делу», что из-за финансового кризиса резко уменьшится количество громких трансферов в Европе

футбольный агент Шандор Варга рассказал «Делу», что из-за финансового кризиса резко уменьшится количество громких трансферов в Европе

Видео по теме: Как отразился кризис на любимой игре миллионов – ФУТБОЛЕ?

Шандор, как финансовый кризис может повлиять на футбол?

Кризис не сильно повлияет на события в футболе. Если говорить о трансферных суммах, то ситуация останется прежней: если футболист нужен команде, то у ведущих клубов всегда найдутся деньги на его покупку. И наоборот, если футболиста принципиально не хотят отпускать, то его не продадут, какую бы сумму ни предлагали. Я не жду каких-то серьезных потрясений. Наоборот, футбол ждет очищение. Если человек действительно любит играть в футбол, то деньги для него не главное. А если игрок пришел в футбол только из-за денег, то такие исчезнут. Это касается не только футболистов, но и менеджеров, тренеров, агентов. Верю, что большинство успешных людей, которые находятся в футболе, присутствуют здесь прежде всего из-за любви к самой игре. Все эти деньги, кризисы, курсы валют и так далее не разрушат красоту игры.

Могут ли упасть зарплаты футболистов?

Глобального снижения точно не будет. Кстати, когда в итальянском футболе был кризис, то некоторые игроки сами предлагали руководству снизить им зарплаты. Но, безусловно, если кризис будет усугубляться и у клубов вообще не будет денег, то и не будет чем платить. Хотя, не думаю, что это произойдет. Например, если «Реал» на самом деле захочет купить Андрея Аршавина, то мадридцы найдут для этих целей и 30, и 50 миллионов. Другой вопрос, что в случае с Аршавиным «Реал» не хочет его покупать, а пресса поднимает такой шум. Уже смешно читать очередные статьи, что его «Реал» покупает. Если Мадрид действительно желает приобрести игрока, то он делает это быстро и дает любые деньги.

Но, например, «Челси» и «Ливерпуль» заявили, что зимой не будут выходить на трансферный рынок.

Это вопрос изменения философии клуба. Например, когда Роман Абрамович только купил «Челси» на грани банкротства — если не ошибаюсь, у них тогда было около 200 миллионов фунтов долгов, команда находилась в нижней части турнирной таблицы — то, естественно, чтобы добиться быстрого эффекта, пришлось купить большое количество топ-игроков. Сейчас ситуация изменилась. У них есть хорошие молодые игроки, прекрасно работает юношеская академия, способная давать игроков в главную команду.

Вы имеете в виду лондонский «Арсенал»?

Да. Посмотрите, как Арсен Венгер доверяет юным игрокам в «Арсенале» и что они творят на поле. Венгер Тео Уолкотта в его 18 лет   в шутку называет пенсионером. Вот это позитивный пример развития футбола, когда можно обойтись без покупок мегазвезд за сумасшедшие деньги. Сергей Брин, основатель и владелец Google, ездит на Toyota Prius, а не на шестилитровом Bentley, и живет в двухкомнатной квартире. Вот это правильная философия. Как говорят, даже если у тебя во дворце будет 100 кроватей, ты же все равно не сможешь спать одновременно на всех. Да и лучше купаться в душе, а не в шампанском, хотя у вас есть деньги и на такое. Вообще все эти проблемы с газом, нефтью в будущем будут казаться смешными. Вода — вот ценность будущего, и мы должны отнестись к этому серьезно.

Поэтому в Англии клубы начали экономить?

Да, посмотрите как гендиректор «Челси» Питер Кеньон, сейчас ведет мудрую, взвешенную политику. В Англии клубы должны приносить прибыль. Нынешний тренер «Челси» Луис Сколари, с которым мы в одно время работали в Саудовской Аравии, в разговоре со мной недавно вспоминал: «Помнишь, у меня тогда, 18 лет назад, зарплата 15 тысяч долларов была?»  А я ему отвечаю, что получал 17 тысяч, и это было много. А Сколари сейчас — один из самых высокооплачиваемых тренеров в мире. Но важно не это, ведь футбол и успех нельзя купить. Или взять, например, капитана «Челси» Джона Терри. Чего бы он больше хотел — забить тот нереализованный пенальти в финале Лиги чемпионов или повышения зарплаты? Ответ очевиден.

Терри после финала сказал, что он никогда не уйдет из «Челси» и будет чувствовать себя в долгу, пока не выиграет для команды Лигу чемпионов.

Вот-вот. Я с ним познакомился на тридцатилетии Андрея Шевченко в Лондоне, когда Андрей только переехал в Англию. Терри и в жизни, и на поле —  великолепный человек. Зная, что в футболе есть такие люди, я не боюсь, что финансовый кризис погубит футбол.

Английский чемпионат будет доминировать и дальше?

Да, здесь прежде всего традиции и болельщик. Такого болельщика, как в Англии, вы больше не найдете нигде. Там никому в голову, например, не может прийти купить судью. У них особенное отношение к футболу. Построй хоть на 100 тысяч стадион  —  он все равно будет заполнен на каждом матче.

«Арсенал» Арсена Венгера — это пример трансферной политики будущего?

Да. Например, общался с тренером «Рубина» Курбаном Бердыевым по поводу будущего его клуба. Он говорит, что его команде, которая дебютирует в следующем сезоне в Лиге чемпионов, необходимо усиление — пару топ-игроков. Но в то же время в Казани делают большой акцент на развитии своей юношеской академии. Это и есть правильный подход, справедливый как для Восточной, так и для Западной Европы.

Стоит ли зимой ожидать громких трансферов?

Скорее всего, они все же будут. Скажет Сколари купить одного игрока на определенную позицию, и «Челси» его купит. Но подчеркну, это не будет характерной или доминирующей чертой нынешнего трансферного рынка. Будущее за моделью «Арсенала». Многим это, конечно, не нравится. Потому что на громких переходах некоторые люди зарабатывают себе большие деньги. Я, кстати, обижаюсь, когда меня, агента, называют человеком, который продает футболистов. Например, я работаю с четырьмя футболистами из «Днепра», мы с Русолом или Назаренко уже подписываем третий контракт, и я остаюсь их агентом. Мы не стремимся к тому, чтобы они ушли из «Днепра». Да, мы работаем над улучшением контрактов, но нет стремления «убежать» в другой клуб. Можно было бы им найти более выгодный контракт в российской Премьер-лиге, но не это главное. Все эти кризисы нам не страшны. Кризис — это беда тех людей, которые «надули» всевозможные миллиардные «шарики». Говорят в новостях: «Игроки на бирже». Правильно, как в казино! Мне кажется в футболе как в игре
достаточно крепка морально-этическая база.

Что вы думаете о возможном уходе Тимощука и Аршавина из «Зенита»?

Я не считаю, что им стоит так уж стремиться уехать из России. Тем более что не вижу действительно реальных желающих приобрести их. Читаешь интервью тренеров «Реала» или «Барселоны» —  они улыбаются и говорят об Аршавине: «Да, он неплохой футболист». И все. Понимаете, на прицеле у «Реала» или «Барселоны» есть еще 20 таких футболистов. Так же и с Тимощуком —  его рассматривают как одного из кандидатов, но могут взять и другого. Это нормальная ситуация, и это не значит, что они плохие футболисты. Но неправильно, когда игрок позволяет себе высказывания в духе, что я хочу уйти из клуба и точка. «Реал» 150 миллионов предлагал за Криштиану Роналду, но Алекс Фергюсон поговорил с футболистом, и тот остался.

«Шахтер», который имеет превосходное финансирование, неудачно выступает в Лиге чемпионов и в чемпионате Украины. Почему?

Чемпионат Украины прибавил. Приятно видеть, что есть 4-5 команд, которые стремительно растут. В «Шахтере» у меня один игрок — Владимир Езерский, и ситуацию внутри команды я особенно не знаю. Мирча Луческу, пожалуй, устал от своей должности. Не потому, что он уже в Донецке пять лет. Можно и десять лет работать в одной команде. Тот же Венгер говорит, что чувствует себя сейчас в «Арсенале» так, как будто это его первый день работы. Но вот что касается Луческу, мне кажется, что работа в «Шахтере» ему не в радость. Такое ощущение, что он думает: «Лишь бы это уже закончилось». А это, безусловно, влияет на команду. «Шахтер» же неплохая команда. Я знаю, какая у них великолепная инфраструктура, как любит свой клуб Ринат Ахметов. Но не хватает человека, который работал бы с командой с такими же чувствами, как и президент.