НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

43,85

43,55

Наша новая задача — помогать украинским артистам зарабатывать — Максим Плахтий, Karabas.com

Максим Плахтий, основатель билетного агентства Karabas.com о новых правилах игры на концертном рынке, о новой модели бизнеса, позволяющей не просто оставатися на плаву, но и развиваться, и о том, как превратить в рыночный продукт творческий потенциал украинских музыкантов
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

(Продолжение. Начало интервью — здесь).

Максим, не боитесь, что конкуренты скопируют все Ваши наработки?

Нет, это нормально. Наша задача быть первыми. Наш принцип работы — мы не ввязываемся в конкурентную борьбу на мелком уровне, а работаем стратегически, четко выдерживая свою линию.

Когда мы пришли на концертный рынок, увидели, что он в "детском" состоянии. Я участвовал в страховом рынке, в банковском, в IT рынке — там совершенно другой уровень развития, по-другому люди работают.

А здесь не было инфраструктуры — потому не было возможности нормально развивать бизнес: заниматься капитализацией, привлекать инвестиции. Допустим, сегодня нельзя страховать билет, а надо. Соответственно, нам нужно все это глобально по чуть-чуть, по чуть-чуть отстраивать. Чтобы рынок был современным, чтобы на нем был хороший менеджмент.

Этим и занимаемся. Выстроили инфраструктуру электронного билета, теперь можем управлять продажами, дистрибуцией, отслеживать каналы продаж, маркетинг. Теперь можем вести диалог с партнерами на базе конкретных цифр, прогнозов, статистики, есть клиентская база.

Karabas.com задействован в партнерстве с ПриватБанком, и начинаем работать со многими другими банками. Сейчас мы, совместно с лейблами, запустили в продажу легальную музыку.

А где культурный продукт?

Зачем вам борьба с пиратством?

Мы, выстроив бизнес-процессы и инвестировав в инфраструктуру, теперь можем предлагать проводить мероприятия на хорошем качественном уровне. Вопрос: а где сам культурный продукт?

Тем более, как видим, ситуация усугубилась: не едут в страну зарубежные артисты и не едут российские.

Остается украинский внутренний продукт. Все. И мы тут столкнулись с тем, что на самом деле продукта очень мало.

Что мешает тому, чтобы его было много?

У нас нет защиты авторского права. Украина считается страной номер один в пиратстве. И отсюда возникает большая проблема с музыкальным продуктом. Ведь если украинцы не поддерживают артиста деньгами, то у него нет средств для существования. Поэтому наши артисты занимаются чем угодно, кроме написания хорошей музыки. Я не говорю про всех, есть определенные прорывы, но они единичны.

Какие видите способы с этим бороться?

Мы уже сделали первые шаги. Теперь у нас можно купить легально диски, тем самым поддержать музыканта, к чему мы и призываем всех.

Мы тут не сильно зарабатываем, так как в данном случае наша задача не в этом, а в том, чтобы артист получал дополнительный доход и начал капитализировать свой талант, а это мотивация к творчеству.

Продажа билетов — еще один из способов капитализации. Сейчас очень много украинских артистов все-таки сделали этот шаг. Это хорошая тенденция. Будем всячески помогать.

Ваше предложение сервиса по организации концертов на рынке пошло? Кто-то поддержал или пока что больше агитируете?

Агитируем, идем на демпинг. Из тех, кто принял — Олег Скрипка. Вместе с "Країной Мрій", менеджерской структурой музыканта, мы провели большой тур. Сейчас занимаемся туром еще нескольких артистов. Кроме продажи билетов, они просили помочь с рекламой на местах, с контрольно-пропускной системой. Сейчас договариваемся с площадками, идет плотная работа с менеджерами музыкантов.

Сколько приносят новые сервисы в общем объеме дохода? Существенно?

Пока что это не существенно, но мы говорим о чем? О том, что мы комиссионные от продажи билетов еще наполняем дополнительным смыслом. Ведь есть всего два пути: или уменьшать процентную ставку, потому что на фоне кризиса идет ценовая конкурентная борьба, либо оставлять ту же ставку или увеличивать, но наполнять дополнительным сервисом.

Вы начали работать с украинским контентом. Какие видите перспективы. Это не миф — мол, у нас масса талантов, надо только их поднять и будет хороший продукт?

У нас миллион талантливых людей, они должны быть видны. Тогда концертов будет больше, они будут стоить не так дорого. Потому что в основе цены — гонорар артиста.

Российскому или зарубежному артисту из других стран платят гонорар в валюте. Это безумие на фоне ситуации с таким ростом курса доллара и евро. Украинские артисты — более перспективное направление, так как все стараются снизить затратную часть, сделать так, чтобы билет был доступным по цене.

Сколько украинский потребитель готов сегодня тратить на концерты, культурные мероприятия?

По нашей статистике, которую ведем в течение четырех лет, в среднем люди ходят на мероприятия раз в год и тратят около 500 гривень. Это очень мало.

Вы говорите, что нужно стимулировать артиста на капитализацию таланта путем выступлений. Каким образом вы это делаете?

Мы предлагаем использовать наше агентство, как инструментарий тем же артистам, промоутерам.

Любой артист, организуя концерт, может дать нам билеты, и мы будем их продавать. То есть мы не делаем никакой дифференциации: он интересный или не интересный, нужен нам или не нужен.

Если артист хочет провести мероприятие, мы его заводим в свой каталог мероприятий, это уже для него реклама, причем бесплатная, уже идет промоутирование.

Мы готовы к диалогу, чем ему помочь в организации концертов. Наша новая задача стимулировать и помогать артисту зарабатывать деньги.

И для этого, например, сейчас со службой интеллектуальной собственности занимаемся очень активно антипиратским законодательством. Работаем с правообладателями и совместно добиваемся того, чтобы в Украине заработала легализация контента.

Пытаемся менять ментальность потребителя, рассказывая ему, что с одной стороны он вроде бы выигрывает, скачивая бесплатно музыку, но на самом деле в долгосрочной перспективе — проигрывает. И это не предположения. Вот мы 10 лет "качаем" бесплатно и за это время вымыли все. У нас остались артисты из постсоветского пространства, новых единицы.

Кто должен подключиться к этому процессу создания качественного продукта?

В первую очередь должны появиться продюсерские деньги. Если не будет денег, не будет экономики, а значит — не будет ничего. Сейчас песен пишется много, музыканты творят, это нормально, но дальше что? Когда мы говорим "индустрия", то это целый процесс: запись альбомов, раскрутка, ротация и т.д. Мы пытаемся понять, какое наше участие в этом всем.

Пока что мы пошли простым путем. Дали каналы продажи, чтобы артист смог зарабатывать с помощью нас. Дальше посмотрим.

Залами будете заниматься?

У нас же есть такое большое направление как управление залами. Мы собирались в Киеве строить большую концертную площадку, это был проект компании PMI, даже подписали с городскими властями меморандум. Концертного зала столице не хватает. Но сейчас проект заморожен.

А что с остальными площадками?

Дворец "Украина", с постоянно меняющимся менеджментом, по моему мнению, для рынка сейчас пропал. Новому менеджменту, без опыта управления концертными залами, необходимо наладить коммуникацию с участниками рынка. Как-то получается так, что площадка живет сама по себе, на дотациях, а рынок — сам по себе, диалога нет.

Есть шикарная площадка — "Олимпийский". Но артистов, способных собрать стадион, пока что никто не готов везти. Это огромные инвестиции. При такой нестабильной ситуации это огромные риски.

Какой " потолок" гонорара зарубежному артисту может позволить себе рынок ?

Думаю, 200 тысяч евро — "потолок" гонорара, который рынок способен как-то переварить.

Но артист высокого класса не поедет за такие деньги. У него проблем с предложениями не существует. Поверьте, найдется 200 городов на земном шаре, которые хотят его купить.

Поэтому для артиста класса "А" то, что он не заехал в город Киев, не является даже самой минимальной проблемой. Мы сами должны быть заинтересованы и создавать условия, чтобы появиться на карте транзита. Но давайте возьмем тот же дворец "Украина". Он как был не сертифицирован как площадка, так и остается. Уверен, что если мы сейчас спросим у менеджмента площадки, что они знают про сертификацию площадок — они не понимают, как работает международный бизнес, как работают туринговые компании в мире, как функционирует этот рынок в мировом масштабе.

Логика инноваций

Вы многое изменили на сайте www . karabas . com . С какой целью?

Пока работал наш предыдущий сайт, мы накопили достаточно идей, какие улучшения нужно сделать, проанализировали поведение потребителя и увидели два типа потребительского поведения. Есть люди, которые точно знают, что они хотят. Для них сделан упор на удобном и комфортном поиске. Задача была — максимально уменьшить количество кликов. Сейчас оно минимальное — все можно сделать очень быстро.

Второй тип — когда потребитель хочет сориентироваться в предложениях. Для него мы улучшили витрину. Сделали увеличенные афиши, представленость мероприятий.

Сайт автоматически подбирает, что является наиболее популярным. Мы пытаемся быть более релевантными к ожиданиям потребителя.

Сделали систему фильтрации: можно выбирать интересные концерты и мероприятия, а можно — площадки, причем выделили отдельно театры, так как это направление начало показывать высокую динамику роста спроса.

В чем самые большие изменения?

Самое большое изменение претерпел сам процесс покупки. Теперь во время покупки видно зал, корзину заказов, ценовой диапазон билетов.

Упростили дизайн, согласно общей тенденции к минимализму. Чтобы ничего не отвлекало от покупки билета. Отказались от рекламы в том числе.

Детально расписали, что на каждом шаге ожидает человека и представили нашу бонусную программу. Теперь можно, кладя билет в корзину, купить дополнительные товары.

И какие бонусы предлагаете?

Активно работаем над тем, чтобы человек, купивший билет в билетном агентстве karabas.com, получил какое-то дополнительное конкретное материальное вознаграждение. Например, провели акцию с Divan TV — купи билеты на елку за 80 грн и более, и получи бесплатно пакет программ Divan TV, который стоит 50 грн. Для партнера — это возможность продемонстрировать свой товар. На очереди у нас еще одна интересная акция.

Чем Вам интересно партнерство с Fedoriv Hub ?

Этот проект — новый формат для нашего рынка и мы видим в нем большую перспективу.

Интерактивные мероприятия, которые проводит хаб, интересны тем, что расширяют поле для интертеймента. Мы сейчас хотим совместно делать фонотеку, чтобы можно было там же купить винил. Планируем делать автограф-сессии. Это все соответствует нашей стратегии, потому что такие хабы и кластеры — это места симуляции творчества. Соответственно, чем больше будет творчества, тем больше возможностей перехода от количества в качество и создания хорошего продукта. В конечном счете выиграют все.

Мы должны научится все-таки понимать, что у халявы всегда есть обратная сторона медали. Если мы что-то берем бесплатно, значит оно через какое-то время обесценивается или пропадает. А ведь поддержать артиста недорого стоит.

В том же "Play Маркет" или iTunes, в Apple Store, музыка может стоить 40 грн, а то и вообще 10 грн. Но мы готовы потратить час своего времени, которое будет стоить 100 грн в конечном счете для того, чтобы скачать бесплатно. Люди редко задумываются над тем, что персональное время стоит определенных денег. Но все же ментальность меняется.

Фото: Виталий Головин