Не последние: о главной премьере декабря "Звездные войны: Последние джедаи"

Не последние: о главной премьере декабря "Звездные войны: Последние джедаи"
С 14 декабря в максимально широком прокате главная премьера декабря, а может и года — "Звездные войны: Последние джедаи" Райана Джонсона. О космической саге — кинокритик Сергей Васильев

"Киборги" против "Звездных войн"

Для украинского кинематографа главным фильмом конца года, безусловно, стали "Киборги" Ахтема Сеитаблаева — военная драма о защитниках Донецкого аэропорта, снятая по мотивам реальных событий продолжающейся войны с Россией. Соседство с крупнейшей голливудской премьерой серьезно угрожает позициям фильма в кинотеатрах, не смотря на то, что в свой первый уик-энд военно-патриотическая лента установила рекорд по посещаемости и сборам для украинских картин.

По поводу этих угроз 11 декабря даже состоялась встреча в Госкино, на которой представители властей недвусмысленно убеждали кинотеатры проявить социальную ответственность и не уменьшать украинской ленте количество сеансов, в том числе вечерних. Эффект от этих переговоров будет понятен по итогам уик-энда, но общий настрой чиновников на открытии Зимнего кинорынка уже 13 декабря озвучил первый заместитель главы Госкино Сергей Неретин. Он сообщил, что в следующем году штрафы за невыполнение квоты на показ украинских фильмов серьезно возрастут.

Ради справедливости стоит отметить, что восьмой эпизод "Звездных войн" никоим образом не собирался испортить кинопрокатную "кашу" "Киборгам". Наоборот, именно авторы "Киборгов" совершенно сознательно решили выйти за неделю до премьеры "Последних джедаев", поскольку о декабрьском старте этого фильма было известно уже несколько лет, а по большому счету, еще с 2013 года. Когда Walt Disney Pictures, купив студию создателя "Звездных войн" Джорджа Лукаса, объявил о том, что выпустит новую трилогию, продолжающую знаменитую историю.

Атака культурных клонов

Подобная конкуренция — цена существования в открытом мире, стирающем границы, как экономические, так и культурные. А "Последние джедаи", которые выходят спустя 40 лет после дебюта "Звездных войн", являются ярким примером того, что экономика и культура тесно взаимосвязаны.

Фильм оказывается уже не совсем фильмом, а частью миллиардной индустрии, которая дорожит интересами многочисленных фанатов оригинальных лент и пытается ублажать их, оправдывая сформированные ожидания. Тем самым каждая новая серия "Звездных войн" становится во многом неотличимой от предыдущих эпизодов саги.

Студия Walt Disney Pictures перезапустила "Звездные войны" в декабре 2015 года фильмом "Пробуждение силы", который шел шаг в шаг по пути дебютного эпизода эпопеи — "Новая надежда" (1977). "Последние джедаи" шире комбинируют материалы первоисточника, предлагая более-менее оригинальную сборку. В ее основе — сюжетное движение фильма "Империя наносит ответный удар", богато дополненное классическими элементами-эпизодами из "Новой надежды" и "Возвращения джедая".

Этому способствует запутанная сюжетная схема фильма, продолжающая прерванную в 2015-ом историю и не рассчитанная на тех, кто ее не смотрел. Девушка Рэй (Дейзи Ридли), обладающая выдающимися способностями двигать предметы в пространстве и влиять на людей силой мысли, получает неохотные уроки искусства джедаев у Люка Скайуокера (Марк Хэмилл) на уединенной планете. В это же время горстка повстанцев под мудрым командованием генерала Леи (Кэрри Фишер) "отважно отступает" по космическим просторам под напором превосходящих сил так называемого Верховного порядка.

Чтобы спастись, они придумывают хитрый план, осуществлять который берется Финн (Джон Бойега), переметнувшийся в предыдущей серии от "плохих" к "хорошим". Человеческий же образ "темной стороны" продолжает представлять психологически надломленный Кайло Рен (Адам Драйвер), пытающийся походить на Дарта Вейдера. Он ментально — Интернета и социальных сетей в далекой галактике нет — общается с Рэй, вступая в сложные переговоры, в которых оба участника стремятся перетянуть друг друга на свою сторону Силы.

По законам перепроизводства

Использование знакомых образов и сюжетных ходов действует успокаивающе, что удивительно для истории, предполагающей риск за риском и смерть за смертью. "Последние джедаи" лишь изредка преподносят локальные сюрпризы, когда известная, в общем, ситуация, удивляет неожиданными последствиями.

Кажется, что авторы ленты упражняются в народном творчестве, занимаясь пересказом, во время которого из отточенных вариаций, конечно, рождается что-то новое, но не совсем.

И в то же время, этот процесс отмечен коммерческими законами массовой культуры, основанной на экспансии и перепроизводстве. О них свидетельствует уже сам хронометраж ленты, рекордный для "Звездных войн", — 150 минут непрекращающегося действия, нерв которого предстает в неоднократных пышных космических битвах, боях на лазерных мечах, многочисленных погонях и ослепляющих перестрелках. Все они поражают в первую очередь своим гигантским масштабом — даже "фехтовальное" противостояние предстает в многофигурной интерпретации, оригинальность которой граничит с бессмыслицей.

История, упирающаяся на внешний эффект, оказывается лишенной многомерного человеческого измерения, предлагая простые и узнаваемые решения-копии для характеров большинства персонажей. Относительно сложным оказывается лишь оригинальный Люк Скайуокер в исполнении Марка Хэмилла, который сыпет песком возраста с экрана. Он получает возможность сыграть роль наставника, постепенно разрастающуюся, выходящую со второго на первый план.

О ценности жизни

Его наставничество, оттененное небольшими комическими элементами, традиционно проявляет себя в высокопарных мудростях о Силе, которые напоминают коллекции философских цитат из рассыпающихся сборников, торгующих мудростью. В то же время, фильм предъявляет и артикулированное идеологическое послание — о ценности жизни. Оно напоминает главную мысль исторической военной драмы "Дюнкерк" Кристофера Нолана, которая показывала поражение британской армии, как победу, поскольку большинство солдат были спасены.

Тезис о том, что героизм жертвенной смерти менее значим, чем спасение участников восстания Райан Джонсон доказывает бесконечно зрелищно. В его интерпретации словосочетание "отважное отступление" действительно исполнено героизма. Поскольку сохраняет "искру, что зажжет пламя, которое сожжет Верховный порядок". А сожжет ли, станет ясно в следующем — девятом — эпизоде "Звездных войн", выход которого назначен на 20 декабря 2019 года (предупредите, кто-нибудь, украинских кинематографистов, пожалуйста).

Визуальное великолепие и анимационное благодушие

Впрочем, эти — да и любые другие — идеи растворяются в визуальном богатстве, которым исполнены 150 минут экранного времени "Последних джедаев". Лишь малая толика этих зрелищных и просто очень красивых кадров представлены в трейлере фильма. Красный грунт разлетается яркими осколками на белом снегу, один за другим взрываются космические корабли, даже натуральная трава как-то особо насыщенно зеленеет на фоне холодных каменных утесов.

Технологические возможности современной компьютерной графики в фильме мастерски дополнены традициями благодушной анимации: она никогда не была чужда создателю "Звездных воен" Джорджу Лукасу и тем более студии, носящей имя Уолта Диснея.

Благодаря этому живой мир "Последних джедаев" начинает напоминать своеобразный выпуск Star Wars Geographic, посвященный привлекательным фантастическим животным — к примеру, лисицам из осколков льда, или умильным летающим пингвинам с широко распахнутыми совиными глазами ( https://media.giphy.com/media/xUNda8a2aMUkP0Zww8/giphy.gif).

В итоге, одним из главных действующих лиц истории оказывается эмоциональный и рационально действующий шарикообразный робот, сопровождающий героев в их космических битвах. В фильме, выстроенном, как многоуровневый ансамбль, это можно расценивать и как комплимент производственному мастерству, и как творческую неудачу, и как очередную дань уважения оригиналу — "устаревший" робот R2-D2 тоже появляется в картине, как ностальгически малоподвижный музейный экспонат.

По большому счету, в этом соединении выдающейся технологической зрелищности формы и музейного содержания "Последние джедаи" и находят свой голос, оставляя масштабное ощущение дежавю. Не открывая новых горизонтов, но позволяя оценить уже достигнутый результат, они достигают поставленной цели — радовать зрителей встречей со старым, пластически омоложенным другом.