Новое тысячелетие ознаменовалось столь быстрыми изменениями во всех сферах жизни, что казалось, что нет таких отраслей и людей, которые не понимают необходимости меняться, чтобы чего-то достичь. И в первую очередь заговорили об изменениях в образовании.
От образования все ожидают, что выпускники будут подготовлены к жизни в XXI веке. Ведь именно обучение имеет колоссальное и основополагающее влияние на формирование будущих поколений. У технологий, уже ставших двигателем масштабных изменений в финансах, управлении и проектной деятельности, масс-медиа и других секторах экономики есть большой потенциал применения в образовании, и мы надеялись, что именно здесь неизбежно должна произойти технологическая революция.
В начале 2000-х оптимистично запустились массовые открытые онлайн курсы (MOOC) и всем казалось, что развитие технологий может заменить (или значительно улучшить) существующее массовое образование индустриальной эпохи. Мы стали обсуждать необходимость повышения технологической грамотности как у молодежи, так и у преподавателей. Сам процесс получил много новых, не виданных ранее возможностей (анимирование, оцифрованное тестирование, богатые возможности визуализации и т.д.)
Но новые образовательные форматы, спустя уже почти два десятилетия, не получили достаточного влияния, чтобы конкурировать с традиционными. Более того, все крупные онлайн-платформы показывают плачевную статистику тех, кто доходит до конца начатых онлайн курсов. За небольшими исключениями, которые подтверждают правило. Это не рабочий инструмент для массового обучения, хотя отличная возможность для мотивированных и зрелых людей, понимающих что им нужно и зачем.
Необходимо признать, что новые технологии даже не начинают вытеснять существующую образовательную парадигму. Так называемые "инновационные образовательные технологии" предлагают лишь несущественные изменения в рамках существующих образовательных процессов и программ. Основная сфера применения все равно вращается вокруг классно-урочной системы, существующей системы оценивания и аттестации, иерархии в отношениях между преподавателем и учащимися.
В этом году в Украине стали активно говорить о том, чтобы усилить изучение математики в основной школьной программе, ведь только 52% выпускников школ 2018 года смогли справиться на независимом оценивании с заданием по математике.
У меня вопрос: нужно ли так концентрироваться на школьной предметной программе и так переживать?
Универсальные, "фундаментальные" знания и навыки в нашем сложном обществе теряют свою "фундаментальность". Даже такие непоколебимые, как оперирование цифрами, умение читать и писать не есть тем, что гарантирует больше возможностей. Контекстные, в том числе узкопрофессиональные, знания и навыки нарабатываются от нескольких месяцев до нескольких лет. Они могут как быстро меняться, так и никогда не понадобиться.
Доказанным фактом есть то, что человек, который не способен научиться читать, не глупый дурачок, которому только физический труд и светит, а просто не может эффективно брать информацию через канал чтения. Примеры дислексиков-гениев (людей, которые имели трудности с обучением чтению, но добившиеся значительных успехов) доказывают, что они были яркими личностями, одаренными способностью ясно мыслить, четко действовать, проявлять упорство в достижении цели. У них были все задатки стать успешными в реализации своей индивидуальности. Ганс Христиан Андерсен (всем известный датский сказочник с "Даром дислексии"), Леонардо Да Винчи (титаническая фигура Эпохи Возрождения, живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер), Нельсон Рокфеллер (вице-президент США, умнейший политик, губернатор штата Нью-Йорк), Владимир Маяковский, Генри Форд, Альберт Эйнштейн, Стив Джобс и многие другие.
И тут становится очевидной ловушка, в которую попадают все. Если ты не можешь научиться "вовремя" и "прилично" читать, или тебе не "заходят" цифры, то у бесконечно большого количества людей развивается комплекс неполноценности, и их потенциал съеживается в попытке не показать эту "неумность" другим. Ты вынужден защищаться и приспосабливаться к требованиям, которые к тебе выдвигает школьная программа. Учиться "делать вид", "списывать", мириться с публичным позором все школьные годы. И выхода нет. К сожалению, жизнеспособные альтернативы "доинтернетовскому" процессу обучения на школьном уровне отсутствуют.
Новое образование может стать успешным лишь в том случае, если вместе с новыми высокими цифровыми технологиями мы сумеем сформировать новые "высокие человеческие технологии". И, прежде всего, понимание того, что способность добиваться успеха в будущем зависит больше от человеческих качеств. Способность ставить цели и достигать их, способность к самоосознанию и самоанализу (осознанность), способность учиться, разучиваться, переучиваться (саморазвитие).
Так может стоит обратить внимание на эти компетенции? Нынешний поиск новых образовательных траекторий должен превратиться в создание того, что является их организационной противоположностью – образовательных сетей, которые увеличат возможность каждого превращать каждый момент своего существования в актуальные и эффективные процессы обучения и обмена знаниями. Но для этого должен произойти сдвиг парадигмы.