Происходящее в Национальной опере — это маразм: экс-худрук балета Денис Матвиенко

Суть происходящего в Национальной опере маразма в том, что руководителя балетной труппы Дениса Матвиенко "без объявления войны" вычеркнули из состава руководства. И при этом Национальная опера заявляет, что такого худрука никогда и не было

Скандал в Национальной опере Украины напоминает второсортный водевиль. Как и все, что происходит в последнее время в стране.

Человек, вокруг которого этот скандал разгорелся, балетная звезда Денис Матвиенко, полтора года руководил балетной труппой. О том, что случилось, он не перестает повторять: "Маразм какой-то".

Вторая сторона конфликта — вечный генеральный директор Национальной оперы Петр Чуприна не говорит вообще ничего, поскольку в лучших традициях совковости на время "залег на дно": в театр носа не кажет. На вопрос: "Где?", там отвечают: "Болеет".

А суть происходящего маразма в том, что художественного руководителя балета Национальной оперы Дениса Матвиенко "без объявления войны" вычеркнули из руководства театра. Матвиенко заверят, что гендиректор Петр Чуприна ни о чем таком его не предупреждал, претензий не выдвигал, выговоров не выносил. Правда, есть одно существенно но...

Как оказалось, формально Денис Матвиенко на должность художественного руководителя зачислен так и не был. Хотя полтора года выполнял все положенное худруку: набирал артистов, подписывал приказы, занимался репертуаром, приглашал постановщиков и даже уволил двоих балетных за пьянство.

Помнится, полтора года назад лично министр культуры Михаил Кулиняк в паре с Петром Чуприной представляли Матвиенко журналистам и коллективу театра как худрука балета Нацинальной оперы.

Тем не менее, на запрос журналистов был дан официальный ответ, что Денис Матвиенко никогда художественным руководителем балетной труппы Национального театра оперы и балета не был. А был, оказывается, ведущим мастером сцены.

Хотя еще совсем недавно, в январе, на буклетах, которые раздавали японским балетоманам на гастролях театра в стране Восходящего солнца, портрет Дениса Матвиенко-худрука красовался рядом с фото гендиректора. "И сами же они меня так представляли",— говорит Матвиенко.

На вопрос Delo.UA, что же на самом деле записано в его трудовой книжке, он отвечает: "Надо посмотреть, она же в отделе кадров". И даже не спорит с тем, что во многом сам виноват, что попал в такую абсурдную ситуацию, согласившись на определенные договоренности с начальством. А согласился он на то, чтобы в течении года не писать заявления на должность худрука. Как ему пояснили, на всякий случай: у его предшественника было право в течении года после увольнения потребовать восстановления в должности.

Но никто ничего оспаривать не стал, и через год гендиректор вызвал Матвиенко к себе в кабинет, где тот и написал положенное заявление. О том, что оно осталось не подписанным, узнал случайно от начальника отдела кадров Мавленко, когда ругался с ней из-за гонораров своих артистов. Считал, что им недоплачивают за гастроли. Тогда и услышал в ответ: какое ты право имеешь вмешиваться, ведь ты им не начальник?

Матвиенко: в театре много лишних

Матвиенко не настаивает на том, что впал в немилость из-за денежных скандалов. Никаких "серых" схем разоблачать он не намерен, потому, как, по его словам, держался от финансовых вопросов подальше.

Правда, кроме гастрольных гонорарах актеров, наступил еще на одну больную "мозоль", связанную с финансами. Он считал, что в театре много лишних людей. Предлагал (и делал это письменно) сократить ненужные ставки, а на сэкономленные деньги приглашать крутых зарубежных педагогов, таких как Мессерер или Тарасова, чтобы поднять уровень артистов. Еще предлагал сократить две балетмейстерские ставки — можно было бы делать один хороший балет в год, а с балетмейстерами заключать единоразовые контракты на постановки.

Что касается приглашения знаменитостей, то тут проблем бы не было, утверждает Матвиенко, так как он лично знает многих. После того, как 13 лет назад он ушел из Национальной оперы, в качестве солиста работал на серьезных мировых площадках.

А вот есть ли такие связи у его преемницы, сомневается. Скоропостижно назначенным худруком стала Аника Рехвиашвили. Известно, что она поставила в Опере несколько спектаклей и что она преподает в институте Поплавского.

Денис Матвиенко, собрав журналистов, заявил, что хочет реформировать Национальную оперу и знает, как это сделать. Но что-то можно изменить только при условии, что нынешних руководителей там не будет. Так как они не помогают балету, а губят его: им не нужны никакие эксперименты, их устраивает серенькое и средненькое.

Но при этом журналисту Delo.UA он сказал, что завтра он в театре последний день, а затем уезжает. В апреле танцует в Большом в "Спартаке". Как видим, он даже не собирается серьезно бороться. Судя по всему — надоело. На вопрос Delo.UA, пытался ли он встретиться с новым министром культуры Леонидом Новохатько, Матвиенко ответил, что да, но добраться до главного культурного чиновника ему так и не удалось.

А ведь за эти полтора года у Оперы только-только начал появляться качественно новый зритель. Многие, обходившие театр стороной, впервые пришли на экспериментальный балет на музыку Radio and Juliet. Затем — на "Класс-концерт", Quatro, "Шопениану", "Видение Розы". Давно так горячо не обсуждали балетную премьеру, как обсуждали недавнюю "Баядерку" в редакции Натальи Макаровой.

Кстати, сомнения гендиректора Петра Чуприны, что касса "Баядерки" не отобьет затраченные на постановку полтора миллиона гривень, судя по полным залам, не оправдаются. Но даже если бы это и было так, Денис Матвиенко утверждает: никто не предъявлял ему претензий, что он плох, потому что поставленные при нем балеты — убыточны.

Денис Матвиенко (1979 года, Днепропетровск, Украина) — заслуженный артист Украины

Единственный в мире обладатель четырех Гран-при международных конкурсов артистов балета. Приглашенный солист Большого театра (Москва, Россия), Мариинского театра (Санкт-Петербург, Россия), New National Theatrе (Токио, Япония), Teatro alla Scala (Милан, Италия), Grand Opera (Париж, Франция) и American Ballet Theatre (Нью-Йорк, США) и др.