Проснусь после Alfa Jazz и начну думать, как сделать следующий фестиваль — Горбачевская

Наталья Горбачевская, "Леополис Джаз"
Наталья Горбачевская, "Леополис Джаз"
Исполнительный директор Alfa Jazz Fest Наталья Горбачевская о предстоящем ребрендинге фестиваля и поиске новых титульных партнеров, уникальных коллаборационных проектах на главной сцене в этом году и в пикниковых зонах

Через пять дней во Львове в седьмой раз откроется Alfa Jazz Fest. В этом году фестиваль впервые будет проходить пять дней — с 23 по 27 июня.

Более 150 музыкантов со всего мира приедут во Львов, чтобы выступить на главной сцене фестиваля в парке им. Богдана Хмельницкого и на двух площадках со свободным входом —сценах на площади Рынок и во дворике дворца Потоцких.

Традиционно, на гала-концертах выступят музыканты первого эшелона. Хедлайнерами в этом году стали американский джазовый музыкант и композитор Чик Кориа, обладатель 22-х премий Grammy, и пианист Херби Хэнкок (14 Grammy). С новой программой приедет во Львов одна из самых ярких вокалисток Чайна Мозес.

Полная программа Alfa Jazz Fest — на странице фестиваля

Наталья Горбачевская, исполнительный директор Alfa Jazz Fest, руководитель компании-организатора фестиваля "Леополис Джаз", рассказала, что нового в фестивальной программе в этом году, какие зарубежные музыкальные телеканалы приедут во Львов, чтобы транслировать происходящее на фестивале для европейских любителей джаза.

Но прежде всего Delo.UA расспросило ее о деталях ребрендинга. Еще в мае оргкомитет фестиваля объявил, что Alfa Jazz Fest меняет свое название на Leopolis Jazz Fest, и в 2018 году фестиваль пройдет под новым брендом, а также объявлен тендер на генерального партнера фестиваля.

Им все эти семь лет, с самого рождения фестиваля, был Альфа-Банк Украина. Ведь история фестиваля началась с идеи основного акционера "Альфа-Групп" Михаила Фридмана проводить летом во Львове — городе, где он родился, — джазовый фестиваль международного уровня.

Михаил Фридман, основной владелец "Альфа-Групп" (справа) вручает музыканту Херби Хэнкоку премию Alfa Jazz Fest Awards им. Эдди Рознера, 2015

Высокая планка была поставлена с самого начала. И организаторы фестиваля (команды под руководством Натальи Горбачевской и Алексея Когана, бессменного арт-директора) доказали, что это возможно.

В прошлом году Alfa Jazz Fest вошел в top-10 лучших джазовых фестивалей Европы по версии британского издания The Guardian. Он попал в рейтинги лучших джазовых фестивалей мира по версии ведущих профильных джазовых журналов DownBeat и JazzTimes. А концерты Alfa Jazz Fest транслирует крупнейший в Европе музыкальный канал Mezzo, имеющий миллионы подписчиков. А фестиваль собирает ежегодно 40 тыс. любителей джаза не только из Украины, но и других стран.

Наталья, в мае , в информации оргкомитета фестиваля о ребрендинге прозвучало: это "позволить избежать ограничений, которые возникали в связи с присутствием названия коммерческого бренда в названии фестиваля", а генеральный партнер пояснил, что одной из причин его отказа от спонсорства стало слияние Альфа-Банка и Укрсоцбанка. Скажите, а уже ясно, кто будет финансировать фестиваль в следующем году? Возможно, с вами останется прежний титульный партнер, на котором была основная финансовая нагрузка? Или уже есть желающие финансировать фестиваль?

Арт-директор Alfa Jazz Fest Алексей Коган и исполнительный директор фестиваля Наталья Горбачевская

В прошлом году активисты говорили: хотим другое название — пожалуйста, получили. А что дальше? Альфа-Банк со своей стороны шаг сделал: он больше не титульный спонсор. Теперь, на следующий день после проведения фестиваля, я выйду и скажу: "Дорогие друзья! Приглашаю всех желающих — меценатов, спонсоров, депутатов, — всех, у кого есть желание развивать культурный проект в Украине — wellcomе".

Считаю, что со стороны Альфа-Банка — это проявление высочайшей культуры и толерантности, как структуры, которая инициировала и долгое время была финансовым и организационным стержнем фестиваля. Это еще одно свидетельство того, что для них фестиваль — не одноразовый PR-ход, рекламная акция или маркетинговая компания. Я уже много раз объясняла: Альфа-Банк будет только счастлив, если проект, в который они вкладывали деньги и душу, будет жить и не будет просить денег.

С другой стороны, звучали телевизионные интервью, были комментарии в фейсбуке от политиков и бизнесменов, которые говорили, что готовы поддержать прекрасное культурное мероприятие, важное для Украины, одно из самых знаковых.

Пока сказать, чем, на самом деле, вся эта история закончится, сложно. Сейчас мы проводим фестиваль по тем договоренностям и контрактам, что у нас есть с прошлого года. Это значит, что абсолютным костяком, финансовой опорой и гарантом затрат, которые мы несем, является Альфа-Банк.

По-моему, говоря о поддержке такого фестиваля вернее будет говорить о меценатстве. Ведь никогда не шла речь о коммерческом формате? Или сейчас рассматривается такая идея?

Меня постоянно спрашивают: а проект уже окупается? Ну невозможно сделать такой проект окупаемым. Если он будет коммерческим, то билет в партер на Грегори Портера и Херби Хэнкока будет стоить 7 тыс. грн. Кто в Украине будет платить за это, я не знаю. Если мы хотим это сделать бизнесом, в таком случае будут не белые чехлы, а пластиковые стулья, цена будет рыночная, и пикниковых зон (со свободным входом — delo.ua) не будет. Должны быть меценаты, готовые дать денег, чтобы люди могли за 250 грн или бесплатно прийти послушать музыкантов высочайшего мирового уровня. Даже не спонсоры, а именно меценаты, потому что они не получат краткосрочных дивидендов.

Dirty Dozen Brass Band на Alfa Jazz Fest

А есть уже какие-то потенциальные титульные партнеры на следующий год?

Пока есть партнеры, с которыми мы работаем уже не первый год, которые не бросают многозначительных реплик. Мы ценим каждую тысячу евро, потому что все идет в общую копилку на организацию фестиваля.

Но до сентября у меня должны быть ключевые опорные спонсоры с гарантиями, что будут средства, на которые я смогу приглашать музыкантов. Причем с некоторыми из них уже есть договоренность на 2018 год. И сейчас, конкретно я, Горбачевская, отвечаю за те обещания, которые мы дали музыкантам.

И теперь я боюсь, если желающих потратить деньги на фестиваль не будет, придется прийти к Альфа-банку, встать на колени и сказать: "Дорогой Альфа-Банк, все вокруг — это шум, а денег никто не дает". А они мне ответят: "Мы не титульный спонсор, нас нет в названии. Дорогая Наташа, можешь спросить у слова "Леополис", где взять деньги".

А о какой сумме идет речь? И возможно ли привлечь небольших спонсоров, но много-много?

Нужен один большой стопроцентно надежный спонсор. Хорошо, пусть будет не один, пусть их будет два-три, готовых взять на себя риски. Мне, на самом деле, не интересна такая история: в этом году поддержали фестиваль, а потом передумали. Мы говорим о долгосрочном сотрудничестве. Это должен быть долгосрочный контракт.

Все привыкли, что обычно речь идет о спонсорском взносе в 10 тыс грн или 100 тыс. грн. А мы обсуждаем суммы в 500 тысяч долларов, в миллион долларов. И дело не только в сумме. Представьте, у меня контракт с компанией на миллион долларов, а там написано, что деньги она дает, а гарантий с моей стороны — никаких: потому что при форс-мажоре я теряю 99% бюджета, все предоплаты пропадают, у меня 80% бюджета привязано к валюте, и, если курс изменился, я все пересчитываю. Они читают, и говорят: мы такого мероприятия еще не видели. Да, не видели, потому что другие мероприятия либо государство финансирует, беря на себя основной удар, либо это бизнес-проект.

А к государству не пытались обращаться?

Когда-то писали запрос. Нам выделили 50 тысяч гривен. Потом еще придет КРУ проверять, как я потратила эти деньги.

На продвижение фестиваля какая часть бюджета уходит? Как активно используете соцсети, блогеров?

У нас рекламного бюджета на фестиваль вообще нет. Как таковой рекламы нет, для нас основная площадка коммуникаций — это Фейсбук и сайт фестиваля.

И каков эффект?

Могу такой пример привести: семь лет назад мы приглашали телевизионные каналы на первый фестиваль. Написали, какие к нам приезжают хэдлайнеры, что будем рады, если журналисты телеканала приедут и увидят все своими глазами. Нам отвечали: ну, если на коммерческих условиях, то приедем. Просто они не понимали, что это за музыканты, и что мы за сюжеты деньги платить не будем. Мы тогда решили: если они этого не понимают, значит уйдет лет десять на то, что поймут и, все-таки, попросятся приехать. Но поняли раньше. Сейчас у нас 100 мест для аккредитации прессы, а заявок — 200. Кстати, у нас зарубежных журналистов будет много в этом году. Они все сами едут.

То есть, как только на фестиваль обратили внимание за рубежом, отношение к нему изменилось?

Да, поняли, что под боком, в Украине, есть мероприятие такого уровня. В прошлом году The Guardian включила нас в топ-10 европейских джазовых фестивалей.

И еще помню, как радовались, что удалось начать партнерство с французским телеканалом Mezzо, который транслирует классическую и джазовую музыку и имеет миллионы подписчиков в европейских страна. Что вы им писали-писали, а они не реагировали, и тогда вы поехали в их хед-офис, сделали там презентацию и убедили начать сотрудничество. Для начала был записан концерт Бобби Макферрина, хелдайнера четвертого Alfa Jazz Fest. В этом году они приедут?

Да, в этом году телеканал Mezzo опять будет два дня транслировать наши концерты. И кстати, один из них — концерт израильского музыканта Авишая Коэна с львовским симфоническим оркестром INCO-Lviv. У музыкантов оркестра трясутся коленки, потому что у Mezzo 15 миллионов подписчиков в Европе.

Бобби Макферрин на Alfa Jazz Fest

А кто еще из зарубежных музыкальных журналистов приедет?

В этом году на фестиваль приедут представители крупнейшей радиостанции Великобритании Jazz FM (UK) — у них будут прямые включения. Когда мы обсуждали формат сотрудничества, то предложили им сделать еще розыгрыш двух поездок на фестиваль. Они согласились, но без особого энтузиазма. А недавно я поинтересовалась у руководителя радиостанции, какой был отклик и он ответил: "Это лучшая акция по откликам, которую мы когда-либо проводили. Я поражен, такое количество людей хотят поехать во Львов…". Я сама не могу понять почему. Может на волне Евровидения: люди узнали об Украине, кто-то приезжал сюда, потом рассказал….

В ы не занимаетесь рекламой потому, что уже достаточно своей публики и расширять аудиторию не надо?

Думаю, всего 20-30% тех, кто знает ту музыку, которую приходят слушать. А абсолютное большинство — это те, кто приезжает, чтобы увидеть само мероприятие. Но, когда они выходят после концерта и говорит: "О, если это был джаз, я такое тоже люблю" — это наши люди.

Мы хотим, чтобы новая аудитория приходила. Но не можем себе позволить тратить деньги на рекламу. Нередко на то, чтобы распиарить проект тратят в десять раз больше, чем стоит его сделать. Это не наш случай. У нас все деньги идут на контент, на музыкантов и их сопровождение, на качество организации.

Мы не тратим деньги на то, чтобы рассказать, какие мы хорошие, мы пытаемся сделать хорошо. И с нашими спонсорами договорились, что не выделяем никакого рекламного бюджета. Если они хотят делать свою рекламную компанию, они обращаются ко мне за разрешением использовать бренд фестиваля. А делать сборную солянку из миллиона логотипов — это не эффективно и дорого. В общем, мы друг друга поняли.

Дайан Ривз. Фото со страницы Alfa Jazz Fest в ФБ, Игорь Петров, igorpetrof.cx.ua.

Ажиотаж при покупке билетов на фестиваль огромный. Любители джаза знают, что недорогие билеты за 250 грн. надо ловить мгновенно, после страта продаж они разлетаются минут за 20. В результате система зависает. Это повторяется из года в год. Как-то с этим боретесь?

В прошлом году мы взяли нового подрядчика c условием, что он доработает систему (до этого был Karabas — delo.ua). Надо было видеть, как мы готовились к продаже билетов. Их директор тогда был у нас в офисе. Мы ему постоянно твердили — будет сумасшедшая нагрузка на сайт. Он: "Да-да-да, мы все знаем. Мы продаем стадионные концерты. У нас сидит группа поддержки из десяти айтишников, которая сейчас мониторит сайт".

Стартуем в девять утра. И там в минуту пять-десять тысяч кликов. Какое-то невероятное количество. Он смотрит на статистику, и у него просто шок, потому что опять все зависло. Естественно, я стою багровая: "Ребята, что это?" Они — мне: "Такое мы видим первый раз".

Специфика в том, что за очень короткое время очень большое количество людей начинает заходить на сайт. Как только в десять утра часть людей перестала это делать, он "отвис" и получилось, что люди, которые зашли в девять, не смогли зарезервировать билеты, а в десять — спокойно выбрали себе места.

После того, как подрядчики все увидели сами, пообещали, что "Теперь мы уже докрутим, вот увидите…". Но это уже на следующий год.

Сколько людей вмещают пикниковые зоны со свободным входом? Какие отзывы о большой площадке на стадионе, расположенном рядом с главной сценой? В этом году будет?

Пикниковая зона на стадионе вмещает от семи до десяти тысяч людей. Нижняя зона в парке — до пяти тысяч, верхняя — две. В партере еще четыре тысячи. То есть, концерт одновременно смотрят до двадцати тысяч человек.

Каждый год после фестиваля мы проводим опрос в Фейсбуке. В прошлом году на него ответило тысяча человек. У всех был такой позитивный фидбек — очень хорошая пикниковая зона на стадионе. Поэтому мы все силы и дополнительные копеечки от спонсоров запускаем туда: на звуковое оборудование, экраны, на комфорт — там очень хорошая атмосфера, бесплатные карусели для детей, есть охрана, хоть ее и не видно.

Интересно, что уже появились фанаты, которые не покупают билеты в партер, а предпочитают слушать концерты в пикниковых зонах — там своя особенная атмосфера.

Сцену около дворца Потоцких в этом году перенесли во внутренний дворик — почему?

Там есть возможность сделать крытую площадку.

А на площади Рынок возможно сделать навес для зрителей?

Мы прислушались к просьбам, сделайте что-нибудь, потому что сильное солнце. В этом году на площади появится навес. Львовский подрядчик такую конструкцию нарисовал: прямо от сцены на весь партер. Никогда еще никто такого на площади Рынок не строил.

Шаут-свинг группа из Винницы The Hypnotunez играет джаз, "промоченный в керосине и брошенный гореть, кипеть и плавить"

В пред ыдущие годы вы отмечали, что приглашать музыкантов было сложно, так как многие боялись ехать в Украину из-за войны на востоке страны. Что в этом году? Перестали бояться?

В этом году добавились особенности, связанные, скорее, со сложностями во всем мире. Например, первый раз за время фестиваля, мы получили официальные запросы от служб безопасности музыкантов. Они попросили, чтобы мы им рассказали, как устроена система безопасности на фестивале. Они так и написали: ничего личного, но учитывая террористические акты в Манчестере, Ницце и так далее, появилось нововведение — изучить, как организована служба безопасности на мероприятиях. Когда мы озвучили весь список: специально обученные собаки, металлоискатели, частная охранная компания, государственная полиция — они были удивлены серьезностью подхода к этому вопросу.

Теперь фестиваль проходит пять дней. С чем это связано?

Да, теперь у нас пять полноценных дней. Люди, которые не читают программу, заказывают билеты на пятницу-субботу-воскресенье. А люди, которые читают программу, знают, что есть еще понедельник-вторник. Причем, там самые интересные концерты, на мой взгляд. Так получилось, что у этих музыкантов другого времени не было.

Но у меня сейчас основной риск, что вряд ли мы в следующем году без Альфа-банка насобираем денег на пять дней.

В программе два хэдлайнера, которые выступают повторно — Авишай Коэн и Херби Хэнкок. С чем это связано?

Как говорит Алексей Коган, осталось всего несколько музыкантов в лиге первого эшелона, которых за семь лет у нас еще не было. Мы уже приходим к той ситуации, когда вынуждены повторяться. Но нас в этом ничто не смущает. У Хэнкока новая программа. Авишай Коэн будет выступать с львовским симфоническим оркестром. Мы одно и то же несколько раз не показываем.

Более того, нам постоянно предлагают: ребята, давайте артист выступит у вас на фестивале, а потом еще сделаем коммерческий концерт, потому что есть запрос. Но мы от этого отказываемся, потому что коммерцией не занимаемся.

Такое может произойти, только когда мы сотрудничаем с посольствами. И уже посольство стимулирует, чтобы в Киеве прошло такое мероприятие. Но, опять же, оно не коммерческое.

У вас нынче с концертом будет вокалистка Чайна Мозес. Это уже семейственность. Вы ее приглашали через ее маму Ди Ди Бриджуотер, выступавшую на фестивале в 2014 году?

Нет, выходили на ее менеджмент.

Если музыканты уже выступали с концертами в Украине, легче их приглашать на фестиваль? В прошлом году осенью приезжал на фестиваль под Киевом Чик Кориа, в апреле этого года — Гальяно. И тот и другой выступают на главной сцене Альфа Джаза.

Скажу честно, если музыкант выступал в Украине с концертами, у нас снижается интерес. Наш интерес в том, чтобы показать тех музыкантов, шансы увидеть которых у наших людей минимальны. Или ты должен мотаться по Монтре, Марсиакам, NorthSea, London Jazz Festival, или получить такой эксклюзивный шанс.

Намерены ли и дальше привозить экспериментальные программы — такие, с которой в прошлом году выступала Эсперанца Сполдинг. После ее выступления равнодушных не осталось. Зрители четко поделились на "за" и "против". Люди настроились на джаз, а здесь — рок-опера, психоделика....

Но согласитесь, даже те, кому тогда не понравилось, до сих пор вспоминают то выступление Эсперанцы. В этом году программа будет более классическая.

Эсперанса Сполдинг на Alfa Jazz Fest-2016. Фото со страницы Alfa Jazz Fest в ФБ, Игорь Петров (igorpetrof.cx.ua).

В прошлом году были неожиданные дуэты — Неселовский с INCO-Lviv , Марсалис с Эллингом. Кто в этом?

У нас могут быть любые фантазии, но вопрос в том, насколько это соответствует программе музыканта, его видению. Вот нынче будет The Chick Corea elektric band. Если спросить у ребят Когана, они просто будут с придыханием рассказывать, что каждый из музыкантов — это супер-звезда и что огромная удача, что они собрались вместе и мы смогли их привезти. И когда вы осторожно вспоминаете, что Чик Кориа уже выступал у нас год назад, они машут на вас руками: да вы вообще не понимаете, о чем вы говорите. В этом году будет электрик-бэнд! Вы понимаете, что такое электрик-бэнд? В Нью-Йорке на протяжении восьми недель каждый день был их концерт. У нас есть гости фестиваля, украинцы, которые были на нью-йоркских концертах, но они специально приезжают к нам. Говорят: "Это было просто безумие".

В прошлом году фестиваль завершала Джамала на главной сцене, в этом году там выступит львовский оркестр. Будете и дальше приглашать украинских исполнителей участвовать в гала-концертах?

Мы, все время это обсуждаем. Если мы понимаем, что это будет интересно, почему нет. Алексей Коган всегда говорит, что самое худшее, что может произойти, это когда у Херби Хэнкока аншлаг, а у украинского музыканта, выступающего перед ним, — пусто, все в баре. Очень хочется, чтобы музыканту было комфортно, чтобы был полный зал, чтобы люди захотели услышать. Как бы там ни было, Джамала готовила специальную программу, INCO-Lviv уже два месяца репетирует. Это же не коммерческая история, мы работаем не для того, чтобы просто продать билеты, а, чтобы показать что-то интересное. Опять же, музыканту должно быть интересно сделать разовую программу, специально для фестиваля. И когда все совпадает, тогда все и получается. А за уши тянуть — какой смысл.

Направление стрит-мьюзик продолжаете?

Да. Это правильная история. Для молодежи появляется возможность показать себя большой аудитории. Они хотят приехать, увидеть фестиваль и выступить. В этом году мы хотим организовать выступления стрит-музыкантов, победителей этого и прошлого года в пикниковой зоне перед началом основных концертов. Их выступления планируются в шесть часов вечера.

Беседовали Владимир Гладских и Елена Гладских

ВИДЕО-АНОНС Alfa Jazz Fest-2017