- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Образование
- Дата публикации
Развивайся или умри. Какой должна быть компания, дабы выжить в современном нестабильном мире
Часть программы HR Wisdom Summit, прошедшего на прошлой неделе в Киеве, была посвящена тому, как управленцам и HR-директорам выживать в стремительном и опасном VUCA-мире. VUCA — это акроним английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность). Не самый оптимистичный набор характеристик для жизни.
К сожалению или к счастью, понятие не касается только социально-экономической ситуации в Украине. VUCA — это общемировой тренд, охвативший даже развитые страны. В США, например, понятие VUCA начали активно использовать еще в 2013 году.
VUCA — это новая реальность, в которой мы уже живем. Что же в ней позитивного? Да очень просто: как в любой сложной, неопределенной и неоднозначной среде здесь полно возможностей. Что нужно, чтобы ими воспользоваться? Развивать и адаптировать себя и свою организацию к новым условиям. Какие качества помогут выжить в VUCA-среде?
Директор по персоналу "Метинвест Холдинг" Наталия Стрелкова и ее сотрудники справляются с задачей выжить в буквальном смысле: 50% предприятий холдинга находятся в военной и прифронтовой зоне. Регулярные обстрелы заводов, подрывы железных дорог, взрывы газопроводов, остановка производств — вот реалии, с которыми сталкиваются ежедневно менеджеры и рабочие. И при этом менеджерам предприятий необходимо поддерживать работоспособность предприятий, заботиться о моральном духе в коллективе и удерживать ключевых клиентов. Это поистине VUCA в кубе — ситуации, в которых большинству из нас, надеюсь, не придется жить и работать.
Что из этого вынесли для себя менеджеры "Метинвест"? Оказалось, что в условиях военных действий на авансцену вышли совсем другие лидеры: не те, кто по результатам ежегодной оценки лучше других выполнял КПЭ. А те, чьи слова и действия могли спасти рабочих и производство в самые критические и опасные моменты. В результате исследования, проведенного компанией "Экопси" на предприятиях холдинга, были получены качества Лидера нового времени. Посмотрите, они вполне применимы и в мирное время, но в условиях VUCA:
- Сверхответственный
- Мобилизующий
- Авторитетный профессионал
- Изобретательный
- Быстро обучаемый
- Человечный
- Альтруистичный
А вот требования для выживания в VUCA-мире, озвученные в конце июня на ежегодной конференции SHRM 2016 (Society for human resource management) в США:
- Стратегическая гибкость: быть гибким и адаптивным, но не безвольным
- Экспериментальное мышление: уметь быть изобретательным и импровизировать
- Promote failure, или на ошибках учатся: уметь быть "best in new mistakes", не скрывая свои промахи, делится опытом своих ошибок с другими, не забывая выносить уроки для себя
- Способность обучаться в командной среде
- Способность видеть ситуацию под разными углами
- Инициировать вызовы, а не консенсус внутри организации
- Принимать решения без ощущения уверенности
Как эти качества можно преломить под углом развития талантов в организации? Во-первых, организации должны учиться быть гибкими, и учиться этому быстро. В современном мире "быстрый" это часто равно "лучший". Как управленцу или HR-у подготовить лидеров своей организации к подобным изменениям? Международный центр развития лидерства DDI дает такие рекомендации, например:
- Начать изменения с команды топ-менеджеров
- Провести аудит и оценку талантов
- Запустить план развития талантов
- Быть драйвером изменений, помогая членам команды быстрее осознать свои будущие роли.
Кроме того, необходимо развивать сотрудников, у которых есть лидерские способности, даже если они пока не находятся на менеджерских позициях.
DDI советует сосредоточиться на развитии у способных к лидерству таких навыков: лидерство в изменениях, внедрение инноваций, принятие быстрых решений.
Лидеры нового времени умеют принимать решения быстро в экстремальных и неоднозначных условиях, параллельно приобретая новые навыки вместе со своей командой.
Ощущения от работы в VUCA-среде можно сравнить с ощущениями альпинистов, стоящих у подножия К2. Они осознают весь риск предстоящего восхождения, испытывая одновременно азарт от опасности и от возможности покорить вершину. Для такой экспедиции необходим опыт и специальная подготовка. Они, конечно, не гарантируют 100% успеха, но точно станут хорошим заделом для достижения цели. И да, в процессе преодоления препятствий придется, возможно, столкнуться с незапланированными ситуациями. Но это даст новый опыт и сделает команду еще сильнее.
Ключевой месседж, который несет в себе VUCA: неважно, в какой индустрии вы работаете — ваш бизнес или меняется, или умирает. То есть, просто примите тот факт, что стабильность — это миф, а изменения — это хорошо, потому что они означают, что ваш бизнес живет и развивается.