Скандал с выдвижением на "Оскар" "Поводыря" заставил главу Украинского оскаровского комитета покинуть пост

Глава Оскаровского комитета Украины режиссер Олег Фиалко ушел с занимаемого поста из-за скандала, связанного с тем, что на премию "Оскар" выдвинули фильм "Поводырь", а не "Племя"

"Я оставляю свое членство в Оскаровском комитете. Уверен, как никогда: с мутного озера не следует чистая река", — прокомментировал свое решение режиссер Олег Фиалко "Телекритике".

"Дискуссия вокруг фильмов "Племя" и" Поводырь " эпатирует, аргументы с обеих сторон удивительные. Понял: лес, в котором живем, погибнет. Но возникнет на его месте торф? Тысячи на фронте продолжают борьбу за достоинство. Очевидно, и наше. Стоим ли мы этого", — сказал он. Более четко глава Украинского Оскаровского комитета свою позицию не высказал, а также не опроверг обвинение в непрозрачном голосовании, высказанное в соцсети Денисом Ивановым — директором компании "Артхауз Трафик", которая является дистрибьютором "Племени".

Иванов оказался не одинок. Решение выдвинуть на соискание "Оскара" фильм Леся Санина "Поводырь", которое 9 сентября принял Украинский Оскаровский комитет, вызвало бурную дискуссию в профессиональной среде и среди общественности. Правда, ни тот, ни другой фильм широкий зритель еще не видел. "Поводырь" киноманы могли посмотреть этим летом на Одесском кинофестивале — он участвовал в международном и национальном конкурсе и получил актерскую и операторскую награды. Обещают, что в прокат фильм выйдет в ноябре.

"Племя" Слабошпицкого только с сегодняшнего дня выходит в прокат. Но о нем уже написано много, так как у ленты сложилась очень успешная фестивальная история. Самая престижная награда, которую получил фильм — главный приз "Недели критики" в Каннах, что серьезно повышает шансы попадания фильма в номинанты "Оскара". Кроме того, этим летом лента получила Гран-при еще трех фестивалей ( "Зеркало" имени Андрея Тарковского, сербского "Палыч" и "Золотой Абрикос" в Ереване).

Фильм взяли в программу Discovery кинофестиваля в Торонто, где обычно собираются для показа потенциальные оскаровские номинанты. Но "Племя" стало исключением из этого неписаного правила.

О третьем претенденте на получение "Оскара" — ленте "Трубач" Анатолия Матешко — особо и не вспоминают. Хотя, по словам Олега Фиалко, все три фильма, которые номинировались, очень высокого качества.

Денис Иванов, написавший эмоциональный пост в ФБ сразу после объявления результатов, выразил недоверие тайному голосованию: "Если для кинофестивалей в Каннах, Карловых Варах, Локарно, Сан-Себастьяне, Торонто было достаточно того, что есть великий фильм, то для выдвижения на "Оскар" от Украины нужно размещать заказы у правильных парней. В курсе? "А чего вы у нас технику не заказывали?" — произносит перед просмотром один из экспертов. Двое подрядчиков фильма-конкурента сидят напротив на пресс-конференции. "Каждая страна сама определяет процедуру, вон Михалков в России сам сидит и все решает, а мы тут экспертный совет собрали, все строго по регламенту".

Голосование ТАЙНОЕ. Это неоднократно подчеркивается на пресс-конференции. Нам показывают протокол с печатями без фамилий. ТАЙНОЕ. Напротив сидит 4 эксперта. Голосовали 9 человек. Или не 9. Данные разнятся. Один заграницей, не голосовал. Второй написал имейл (тайный), третий сообщил по телефону (по секрету). Еще один член комитета — Олег Сенцов — отказался от символического участия. Кто-то "только что был". Один дал самоотвод. "Ваш фильм все равно бы не прошел, ведь подавляющее количество голосов было отдано другому фильму". Еще раз подчеркивается, что количество голосов ПОДАВЛЯЮЩЕЕ.

Конечно, проигрывать всегда очень обидно. Особенно когда завтра премьера "Племени" в Киеве. Особенно, когда вся международная команда проекта сидит в Торонто в уверенности, что #Оскарнаш. Особенно, когда знаешь, что такие фильмы появляются в стране раз в 20 лет, а может и реже".

Протест против решения оскаровского комитета объявил режиссер "Племени" Мирослав Слабошпицкий. Он обвинил членов Оскаровского комитета в "кулуарных междусобойчиках" и призвал киносообщество и журналистов высказать Комитету недоверие. Режиссер считает, что необходима люстрации Оскаровского комитета, чей состав не изменился после назначения нового Министра культуры и председателя Госкино.

С ним солидарен Денис Ржавский, написавший, что еще не вышел из состава украинского Оскаровского комитета. "Для меня подобный формат работы неприемлем! Те, кто считает возможным участие в подобных мракобесиях для меня непонятны".

Выдвижение "Поводыря" — это больше политическое решение, считают многие. Потому как это фильм про трагическую украинскую историю 1930-х. Критик Юрий Володарский провел аналогию с тем, как в 2005 году на "Евровидении" от Украины участвовала группа "Гринджолы".

О волне патриотизма пишет в ФБ и продюсер Юрий Минзянов: "Смотрят сейчас этот фильм в Торонто оскаровские субподрядчики, которые в феврале будут оглашать будущих призеров и удивляются нам, украинцам, и нашей украинской ментальности: почему на "Оскар" мы посылаем совсем другую картину, не такую известную и менее талантливую.

Да и откуда им знать, американцам-то, что у нас сейчас волна патриотизма и на этой волне наш т.н. Оскаровский комитет выбирает политически-конъюктурную картину про славное прошлое ( !!! ). Да и кому нужны эти глухонемые ребята из интерната, посмотрят про них и забудут. Ведь куда выгодней сегодня снимать про Прошлое....пошлое.... Тем не менее, у "Племени", я думаю, большое будущее и имена авторов уже записаны в историю кино!!!"

Те, кто поддерживает решение Украинского Оскаровского комитета, аргументируют свою позицию тем, что "Племя" — сугубо авторское кино и его формат явно не для "Оскара".

На это Мирослав Слабошпицкий ответил, что "Племя" уже купили для проката в кинотеатрах в 25 странах. "Не для показа на фестивалях, а в кинотеатрах, за билеты", — уточнил режиссер. В том числе, фильм будет и в прокате США.

Создатели "Племени" будут настаивать на пересмотре решения Украинского Оскаровского комитета и требовать провести повторный отбор по всем правилам.