Сколько зарабатывают рекрутинговые компании в Украине

depositphotos.com
depositphotos.com
Рекрутинговые компании отмечают рост заявок на подбор персонала на 15-20%. Поиск квалифицированных сотрудников усложняется: профи тщательно оценивают возможные риски перехода

Отечественный рынок труда стремительно восстанавливается. Согласно исследованию, проведенному рекрутинговым порталом hh.ua, 72% украинских компаний набирали персонал во II квартале 2017 года, в I квартале таких было более 85%.

Кто и кого ищет

Экономическая стабилизация и восстановление бизнес-активности позитивно сказывается на работе рекрутинговых компаний, которые отмечают рост спроса на свои услуги третий год подряд. "В 2017-м спрос на наши услуги вырос на 15-20% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года", — отмечает Андрей Данилюк, менеджер по развитию бизнеса компании "АНКОР Украина".

По словам Виктории Бабан, руководителя отдела рекрутмента компании Golden Staff, все чаще к услугам внешнего рекрутинга прибегают компании, которые ранее этого не делали, что может быть связано с невозможностью для них закрыть сложные вакансии собственными силами.

Рекрутинг — основная, но далеко не единственная услуга, предоставляемая компаниями по подбору персонала. В зависимости от компании рекрутинг составляет от 30 до 60% ее заказов. По словам Андрея Данилюка, среди наиболее востребованных услуг в этом году — аутсорсинг отдельных участков или даже бизнес-процессов целиком, а также массовый подбор персонала рабочих специальностей (так называемый стаффинг). "Нехватка исполнительских рук активно подогревает интерес к услугам внешних провайдеров", — отмечает он. Также растет спрос на такие услуги, как talent mapping (анализ рынка перспективных кандидатов) и карьерный коучинг.

Сегмент рекрутинга представлен огромным количеством игроков. К топ-компаниям можно отнести Golden Staff, Brain Source International, Hudson Ukraine, "АНКОР Украина", Recruit Alliance и World Staff.

За последние несколько лет на рынке была лишь одна существенная сделка — покупка бизнеса Adecco Group в нескольких странах румынской компанией Lugera. В остальном ключевой состав участников рынка не изменился.

Как отмечает Виктория Бабан, кардинально ситуацию могли бы изменить иностранные инвесторы, но на данный момент они в этом сегменте не активны.

По самым грубым подсчетам, объемы всего рынка массового рекрутмента оцениваются в $4-5 млн.

Наиболее активно набирают персонал компании, представленные в таких сферах, как IТ, агро, FMCG, фармацевтика, финансы и частично автомобильная отрасль. Влияет на сектор и массовый отток персонала за рубеж, особенно если мы говорим о рабочих профессиях. "Оставшиеся специалисты стали более избирательно относиться к поиску работы. Кандидаты перед собеседованием задают все больше вопросов по вакансии и все чаще отвечают, как  раньше отвечали им: "Я подумаю и свяжусь с вами". Также растут пожелания по заработной плате. Как результат, необходимо искать баланс между возрастающими ожиданиями соискателя и рациональным использованием финансовых возможностей клиента", — рассказывает Елена Ногих, ведущий специалист по подбору топ-менеджеров компании Golden Staff.

Цена вопроса

Стоимость услуг рекрутинговых компаний напрямую привязана к заработным платам кандидатов. В среднем по рынку это 20-25% от годового вознаграждения соискателя.

"Поскольку работа рекрутера оплачивается не в виде фиксированной ставки, а выражается процентом от оклада специалиста, можно говорить о повышении стоимости в денежном выражении, что обусловлено ростом зарплат. Повышение гонорара также оправдано тем, что в сравнении с 2016 годом поиск персонала значительно усложнился", — уточняет Виктория Бабан.

Согласно данным портала hh.ua, 44% работодателей повысили зарплаты в первом полугодии 2017 года. Более чем в половине компаний (56%) повышения составили от 5% до 10%, около трети смогли поднять уровень вознаграждения для работников на 15-20%, и только в 8% компаний повышение составило около 30%.

Виктория Бабан также обращает внимание на то, что все больше рекрутинговых компаний предпочитает работать с предоплатой, чтобы покрыть начальные инвестиции в работу над заявкой. "Клиенты часто привлекают несколько агентств, не всем удается завершить проект, что приводит к финансовым потерям рекрутеров, поэтому и берется предоплата", — поясняет эксперт.

Топ-подбор

Растет и спрос на специалистов топ-уровня. По словам Светланы Рощупкиной, эксперта по поиску управленческого персонала компании Amrop Executive Search Ukraine, если в 2015 году увеличение количества вакансий было, скорее, индикатором отложенного спроса после кризисного 2014-го, то в следующие два года это маркер объективных потребностей бизнеса.

"Количество запросов растет, все больше компаний понимает степень влияния управленческой команды на бизнес-результат. Услуги компаний по подбору управленческого персонала из разряда эксклюзивности перешли в разряд стандартной практики. Если раньше нашими услугами пользовался узкий сегмент международных компаний и крупнейших холдингов, то сейчас к нам обращаются и большие, и маленькие компании, и стартапы, и госпредприятия, и даже школы. Спектр клиентов значительно расширился", — отмечает Алексей Долгих, управляющий партнер Boyden Global Executive Search

Но не все так гладко. По словам Алексея Долгих, если недавно достаточно было 2-3 месяцев для закрытия управленческих вакансий, то сейчас некоторые проекты длятся и 6-9 месяцев. "Проекты требуют больше ресурсов — как временных, так и финансовых. Поиск кандидатов не стал сложнее, сложнее стал этап выбора и принятия окончательного решения. Украинские компании могут по полгода интервьюировать финалистов", — утверждает Алексей Долгих.

Крупнейшими участниками рынка являются Amrop, Boyden, Odgers Berndtson, Pedersen & Partners, WE Partners (Korn Ferry) и Ward Howel.

"Выход этих глобальных игроков сферы executive search на рынок Украины обусловлен комбинацией факторов: возможностями развития бизнеса в нашей стране, присутствием клиентов, с которыми уже имеется успешная история сотрудничества в других странах, и, пожалуй, главным — наличием профессиональных кадров для оказания сервиса", — считает Светлана Рощупкина.

Как и в случае с массовым рекрутингом, стоимость услуг хедхантинговых компаний определяется процентом от годового оборота кандидата, в среднем это 27-33%. По оценкам операторов, общий объем рынка топ-рекрутинга составляет около $3 млн.

Традиционно на рынке подбора управленцев активны компании FMCG, IT, агро-, фармацевтического, а также промышленного секторов. Компании рынка финансовых услуг менее активны.

Как и в прошлом году, остается актуальным тренд привлечения рекрутеров для поиска управленцев в госсектор. "Если раньше топов привлекали для работы в министерствах и ведомствах, то сейчас — в госкомпаниях. В качестве примеров можно упомянуть "Укрпочту" и ПриватБанк", — отмечает Алексей Долгих.

Перспективы рынка рекрутинга напрямую связаны с экономической ситуацией в стране. Эксперты не берутся прогнозировать более чем на 2-3 месяца. Во многом будет показательным четвертый квартал 2017 года, ведь именно осенью происходят главные кадровые ротации.