Участники проекта «20 років присутності» Маков, Цаголов, Криволап, Гусев: что значит быть независимым

В институте проблем современного искусства в Киеве открыта интересная выставка. Ее участниками стали 20 знаковых украинских художников. Для Delo.ua участики проекта "20 років присутності " ответили на вопрос «Что значит для вас «независимость»?.

В выставочном зале Института проблем современного искусства НАМ Украины открыта интересная выставка. Она называется "20 років присутності/20 years of presence". И приурочена, как и все культурные (и напротив) события последних дней,  к 20-летию Независимости Украины. Ее участниками стали 20 знаковых украинских художников. Большинство - представители «Новой волны» - арт-движения, зародившегося "на волне" развала СССР..

Для Delo.ua участники проекта "20 років присутності " ответили  на вопрос «Что значит для вас «независимость»?.

1. Если рассматривать Украину, как акционерное общество, то кто оказался для нее самым эффективным инвестором. А кто -  самым неэффективным?

2. Ваше определение независимости

Для страны по имени Украина

Для человека по имени

3. Какие  три вещи ( события) вы считаете позором Украины ( случившиеся за последние 20 лет)

Какие  три вещи считаете гордостью Украины ( случившиеся за последние 20 лет)

4. Ваша пятерка истинно независимых украинцев -  кто и за что попал в этот ваш личный рейтинг

5. Вы помните день объявления итогов референдума о независимости ( 2 декабря 1991 г.)? Как отпраздновали Независимость Украины?

Игорь Гусев


1.   ИМХО самый эффективный инвестор Джордж Сорос. На какое то время активизировал художественный процесс в Украине. Он же самый не эффективный. Как только перестало быть выгодно, сразу свернул свою благотворительность. Хотя и на том спасибо. На остаток из его гранта я купил себе видеомагнитофон.

2.   Настоящая независимость Украины начнется, когда при помощи современных средств коммуникации украинцы захотят и смогут контролировать власть. Создадут своеобразный кибер-аналог  вече существовавшего в Запорожской сечи –  первой демократической территории средневековой Европы.

3. Позор: Шоу двойников во время оранжевой революции. Кулачные бои в парламенте. Голодомор как бренд.

Гордость : Шевченко – футболист. и Шевченко  на денежных знаках. Чехов – великий украинский поэт.

5. Гадал с вокалистом группы « Собачьи радости тараканьего папы» по книге    Мартина Хайдегера «Разговор на проселочной дороге».

Анатолий Криволап


Фото Марии Быковой на сайте zn.ua

2.  Для Украины независимость это  экономическая и политическая независимость.

     Для меня. Независимость  -  это  свобода творчества

3.    Позор для Украины -  вся история за последние 20 лет

 Гордость  -  референдум, события 2004 года, некоторые достижения в спорте.

4. Независимость может быть только относительной.

5. Вечером отмечали с коллегами.

Павел Маков


1. Эффективно работали немногие и те  немногие не были связаны с государственным финансированием.

Эффективно и работал люди искусства. Хотя вот кино -  малоэффективно. Вообще-  трудно сказать.

2. И государственная и личная независимость -  это в первую очередь осознание личной ответственности. Независимость как и свобода -  это в первую очередь ответственность.

3. Позор Украины.  Это очень личное. Впервые, когда мне пришлось краснеть за страну -  я был в Праге, где у меня была большая выставка. И как раз в это время наши зенитчики при учениях сбили над Черноморьем израильский самолет.

И тогда наш президент, - по моему, Кучма  - сказал, что есть вещи еще более страшные -  как-то так. 

Гордость? Украины пока что на культурной карте мира и Европы не существует. Потому особо гордиться нечем. Чтобы ситуация изменилась, нужна государственная политика. А что значит общие усилия? Писатели и так пишут, художники рисуют, музыканты сочиняют. Нужно личностное понимание на государственном уровне.

Когда Америка поняла, что у них нет своего бренда в области изобразительного искусства,  то они не стесняясь на деньги ЦРУ наняли талантливых галеристов, те нашли талантливых художников. Художники и не знали, на чьи  деньги делается этот проект.  Был такой галерист Лео Кастель -  он, скорее всего, знал. Он нашел талантливых людей и появился поп-арт-  национальный бренд в области изобразительного искусства .

Из этого делается вывод: США как государство рассматривали отсутствие национального бренда в области арта в мировом культурном пространстве как проблему национальной безопасности.

Волну поднять, создать ситуацию -  это дело государства. Но это мышление совсем другого уровня.

5. Когда объявили независимость, радовался. Это воспринималось как естественная цепь событий следующих одно за другим. Посмотрите на  голосование за независимость  -  80% «за».  После ГКЧП кому хотелось обратно. Никому.

Василий Цаголов


2. Независимость личная... А она вообще возможна? Нельзя изолироваться от благополучия родных и близких. 

От чего можно? Для мня есть дом, моя мастерская  - и все. Пытаюсь не переваривать того, что твориться в вокруг. Хотя, на самом деле, как художник не могу не реагировать на происходящее. Но удовольствие от этого не получаю.

3. Национальный позор Украины -  что сразу пришло в голову:  Мельниченко -  кассетный скандал.

А гордится можно теми, кто что-то сделал скорее вопреки.Наверняка, были научные открытия. Это не шоу бизнес не спорт: это медицина и наука. А если говорить о достижениях в спорте-  это  Кличко и  Шевченко..

Все арт-проекты тоже происходили не благодаря, а вопреки ситуации в стране. А если и  благодаря, то в основном иностранным кураторам, которые приезжали и вытягивали нас.

При этом у меня никогда не было желание уехать из страны насовсем.  Не знаю хорошо это или плохо. Более того, если уезжал за границу на какое-то время , то всегда с удовольствие обратно возвращался. И никогда не было навязчивой мысли: в какой заднице мы живем. Там  - одно, здесь  -  другое. А тот  разлом, в центре которого мы оказались,  очень много дал меня и я с этим работаю

Сейчас как то можно существовать на те средства, что приносят продажи картин. Но спокойствия душевного в этом нет. Так как искусство считается предметом последней необходимости.

А когда было хуже всего? В начале девяностых. Мы не знали чем заниматься, информации мало было. Лет десять никому мы были не нужны. как мы жили все -  даже не знаю… В основном за счет грантов Сороса, других фондов. Зарубежные кураторы приглашали что-то делать. И  это было кислородом. Багодаря этим контактам с зарубежными кураторами и выживали и морально, и физически.

В украинских  галереях нет эффективных менеджеров. Они  продают начинающих к художников по 100 долларов. Это проще.Мы же уже тяжеловесы..

У галерей задача -  раскрыть художника, сделать его знаменитым и продать дороже. Какая из наших галерей кого сделала знаменитым и дорого продала.Они не интегрированы в западном процессе. Не участвуют в престижных ярмарках.Для этого должна  быть репутация. А ее нет. Все функции на себя взял вольно или невольно ПинчукАртЦентр.  В Украине нужны вот такого масштаба и уровня арт-центры и галереи. И не одна…  

Выставка «20 лет присутствия/20 years of presence» будет открыта до 25 сентября.

Адрес: ул. Щерса, 18-Д, институт проблем современного искусства.