НБУ курс:

USD

41,25

--0,08

EUR

43,56

--0,13

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

44,12

43,95

Украине необходимо принять закон "Об образовании", — новый президент Киево-Могилянской Академии

Андрей Мелешевич, новый президент Киево-Могилянской академии, рассказал Delo.ua о планах по развитию вуза и реализации в его стенах закона о высшем образовании
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Какими будут ваши первые шаги на посту президента Киево-Могилянской Академии?

В первую очередь нам нужно подтвердить и сохранить статус исследовательского университета. Заняться расширением спектра выполняемых научных работ. Закон "О высшем образовании" развязал нам руки, и мы можем заняться усовершенствованием процессов финансирования. Кроме того, мы хотим создать на базе Докторской школы (PhD) Всеукраинский центр преподавания академических дисциплин на третьем уровне образования.

В рамках нового закона прописана возможность для вузов самостоятельно привлекать финансирование. Как вы планируете зарабатывать?

Новый закон дает нам больше возможностей в использовании заработанных нами денег. Кроме того, мы стали более мобильными в процессах привлечения денежных средств. Если раньше вуз получал государственное финансирование и средства от оплаты студентами обучения, то сейчас мы получили возможность зарабатывать деньги своей деятельностью. Мы планируем привлекать средства через гранты, брать оплату за дополнительное преподавание, например, за курсы иностранных языков. В наших планах запустить курсы по повышению квалификации, соответственно, они будут платными. Мы собираемся проводить независимые экспертизы, консалтинговые услуги, заниматься издательским делом и коммерциализацией продуктов интеллектуальной деятельности.

Кто будет заниматься вопросами организации процессов финансирования и распределения денег?

В нашем вузе этими вопросами однозначно будет заниматься ученый совет, так как в любом высшем учебном заведении именно он — законодательная власть. Ректор (президент), деканы — это исполнители. Раньше эти две функции должен был выполнять ректор (президент), такие действия полностью противоречат основам демократии, поэтому я с радостью передам этот пост. Уже скоро в НаУКМА будут проводиться выборы на пост главы учебного совета. И именно он в дальнейшем вместе с членами учебного совета будет отвечать за формирование бюджета вуза, а в конце года будет представлять финансовый отчет.

Как вы планируете в дальнейшем развивать Докторскую школу ( PhD), учитывая, что закон полностью развязал вам руки в этом плане?

Прошлая власть не поддерживала нашей инициативы, в отдельных случаях даже препятствовала ее реализации. Но мы все равно продолжали воплощать в жизнь наши намерения. Наши преподаватели проходили обучение в американских, европейских университетах, получали степень PhD. Теперь они внедряют свой опыт в Киево-Могилянской Академии. У нас действует программа по подготовке PhD, так называемая Докторская школа. На ее базе мы хотим создать Всеукраинский центр преподавания. Основная его цель — научить самих преподавателей работать в системе PhD, так как некоторые из них сами не до конца понимают, с чем им предстоит столкнуться.

В законе указано, что вузы получают возможность заниматься исследовательской работой. Как вы к этому относитесь?

Я думаю, что наука и образование должны существовать только совместно. Вузы должны заниматься исследованиями, проводить научные работы, публиковаться.

В таком случае Национальная Академия Наук Украины полностью теряет все свои функции. Стоит ли ликвидировать НАН Украины?

Нет, полностью ликвидировать не стоит, ее надо реформировать. У нас в Украине есть достойные научные институты. Создать аналог на базе университета будет очень сложно, даже если университет имеет хорошую материально-техническую базу.

Как вы видите совместную работу исследовательских университетов и институтов НАН Украины?

В моем понимании мы должны соперничать. Государство или частный бизнес анонсирует проект, ставит задачи, определяет размер финансирования. Все желающие подают свои заявки, а дальше конкурс. Все в рамках честной конкуренции, кто лучше — тот и выигрывает. Таким образом, и исследовательские вузы, и институты смогут сосуществовать, а момент здоровой конкуренции поможет поднять нашу науку.

Планируете ли работать вместе с бизнесом?

Конечно, это очень актуально сейчас. Мы с удовольствием работаем с различными предложениями. Готовы и выполнять работу по заказу бизнеса, и реализовывать совместные обучающие проекты для студентов. Я точно знаю, что были переговоры между нашим правительством и Мировым банком о возможности финансирования наших учебных заведений.

Какие проекты сейчас воплощаются в стенах НаУКМА? Сколько их в целом?

На каждом факультете свои программы, сказать общую цифру сложно. Точной информацией я обладаю только по Факультету права, деканом которого я ранее был. Сейчас там действуют 10 программ. Одна из них позволяет студентам выезжать за границу и проходить обучающие тренинги в реальных судах, соревнуясь со студентами европейских вузов. Финансовую поддержку оказывает украинская юридическая компания, лучших студентов они приглашают на работу.

Как вы в целом оцениваете новый закон "О высшем образовании"? Нужен ли Украине общий закон "Об образовании"?

Закон ("О высшем образовании") неплохой, но там еще есть над чем поработать. Он открывает двери перед вузами, но нужно внедрять нововведения.

Общий закон нужен, он является обязательным. Я скажу вам больше: работа над ним уже началась. Я вхожу в состав экспертного комитета, мы провели 4 рабочие встречи и начали работать над текстом.

21 ноября исполняется 1 год с момента начала Майдана. Студенты Могилянки принимали в нем активное участие. Как, по Вашему мнению, изменилось общество?

Я был на Майдане с первого дня и помню, как все начиналось. Мне сложно судить обо всех людях, живущих в стране, но позитивные примеры я встречаю. Многие мои друзья — юристы говорят, что число фактов получения и дачи взяток в судах уменьшилось, судьи стали принимать честные судебные решения. Как по мне, это уже начало. Мы потихоньку воспитываем свой менталитет. И это радует.