НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

43,85

43,55

В чем "прикол" Falcon Heavy

Почему пуск ракеты Илона Маска вызвал такой ажиотаж, и почему это событие важно для мировой космической индустрии
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Вчера Илон Маск и его SpaceX успешно провели первый старт мощной ракеты-носителя Falcon Heavy. Только по озвученным во время трансляции ресурса AlphaCentauri данным, за пуском следило больше 50 тысяч зрителей. Хотя, вероятно, их было значительно больше — в сети уже называют цифры, превышающие 2 миллиона. Кто-то пил шампанское, кто-то плакал, кто-то просто открыв рот наблюдал за точкой в небе или огнем из сопел на экране.

И пока красный Tesla Roadster потихоньку направляется в сторону пояса астероидов (где с ненулевой вероятностью он может быть уничтожен камешком размером с небоскреб), мы попробуем объяснить, почему же вокруг запуска "Тяжелого Сокола" такой хайп, и что же в этом событии такого исторического.

Немного статистики

Это 54 старт ракеты семейства Falcon с 2006 года. Седьмое и восьмое использование уже летавших ступеней. 42 старт Falcon с космодрома на мысе Канаверал. Третий в этом году старт ракеты компании SpaceX.

В чем уникальность Falcon Heavy?

В том, что это первая многоразовая ракета такой грузоподъемности. Еще и частная. И не космически дорогая.

Сколько стоит запуск ракеты?

Стоимость пуска "Сокола" — $90 млн. Для сравнения — один старт шаттла обходился в $240 млн. И он мог поднять только 24,4 тонны.

Маск своей ракетой Falcon 9 уже обрушил рынок заказов на российские ракеты класса "Протон" — за счет дешевизны (разница в 1,5 раза). Представьте, что будет теперь.

Сколько полезного груза и как далеко может вывести Falcon Heavy?

На низкую околоземную орбиту ракета может вывести до 64 тонн полезного груза, на геопереходную — почти 27 тонн, а к Марсу чуть меньше 17 тонн. На Плутон же долетит всего 3,5 тонны (почти 2 Tesla Roadster). Это если первая ступень "Сокола" не будет возвращаться. С "возвратом", понятно, грузоподъемность будет падать — по некоторым данным, до геопереходной орбиты долетит всего 8 тонн.

К примеру, украинский "Зенит-3МС" может поднять 15 тонн на низкую орбиту. В 2017 году в интервью CNN Маск на вопрос ведущей о любимой ракете ответил: "„Зенит", она, наверное, лучшая после наших".

Самые мощные используемые на данный момент ракеты-носители — это российская "Протон-М", американская "Delta-IV Heavy" и европейская "Ariane-5" тяжелого класса, позволяющие выводить на низкую околоземную орбиту 21—25 тонн полезного груза, на геопереходную — 6—10 тонн. Были ракеты и помощней, например, Saturn-5, которая использовалась в программе "Аполлон" и отправила человека на Луну, а также советские Н-1 и "Энергия", которые уже не летают. Но они были дорогими и одноразовыми, а также их строило государство. 

Действительно Falcon Heavy сможет возвращаться назад на Землю и как?

Если упростить, две из трех составляющих первой ступени ракеты уже полетали и успешно приземлились после пуска. С третьим ускорителем, он же центральный блок, не сложилось — он упал в 100 метрах от морской платформы, на которую должен был сесть.

В 37:50 в верхнем левом мониторе можна наблюдать синхронное приземление

Возвращаться сможет первая ступень с ускорителями, вторая будет нести груз дальше. Однако и это уже неплохая экономия средств.

Во сколько обошлась Маску вся программа по Falcon Heavy?

Маск заявляет, что он потратил на создание Falcon Heavy полмиллиарда долларов, ему пришлось отменять программу его запуска три раза. Однако вчерашний старт стал отличной рекламой — ракета взлетела и подтвердила претензии миллиардера на два контракта — с ОАЭ и США.

Что за прикол с Tesla Roadster?

Илон Маск — приколист от космоса. В одной из ракет предприниматель уже запускал сырную головку.

Зачастую в таких тестовых полетах используют кусок бетона, к примеру — и груз, и не жалко, если что-то пойдет не так (не дорогущий же спутник запускать).

На своей пресс-конференции после старта Маск объяснил свое решение отправить свой же личный автомобиль бороздить просторы Вселенной: "Глупые и забавные вещи важны. Реальность ведь скучна. А она [машина в космосе] впечатлит многих людей во всем мире".

Что дальше?

Дальше — в планах Маска старт пятого поколения более легкой ракеты Falcon 9. А воплощение миссии на Марс будет возложено на Big Falcon Rocket (BFR), которую за глаза именуют немного иначе. Заменяя слово Falcon на другое, созвучное, тоже на букву F. В общем, BFR собираются построить до 2020 года. В ближайшее время SpaceX вплотную займется работой над этим проектом и над Crew Dragon (V2) — пилотируемым челноком.

А теперь о романтике

Когда я вчера смотрела на то, как "Сокол" поднимается, до последнего момента не могла поверить в то, что это происходит, и что мы сделали такой шаг. Шаг к тому, чтобы вернуть человека в космос не как временного гостя на орбите, а как исследователя.

Наверное, так чувствовала себя моя бабушка далеким октябрем 1957 года, услышав по радио размеренный писк маленького металлического шарика, первого искусственного спутника Земли, открывшего дверь в космическую эру.

Маск, с его желанием колонизировать Марс, дал всем нам новую надежду. Ведь после того, как Нил Армстронг в 1969 году ступил на Луну (давайте пока не будем спорить об этом, пожалуйста:)), да и с окончанием холодной войны человек перестал стремиться покорить космос. Да, были амбициозные старты и исследовательские миссии на станцию "Мир", а после на МКС. Да, мы делали все более сложные аппараты и телескопы, чтобы заглянуть за горизонт известной нам Вселенной. Но даже несмотря на все успешные запуски программы "Спейс шаттл", катастрофа "Колумбии" надломила что-то внутри надолго.

Вчерашним же стартом американский предприниматель доказал, что мечты реализуемы и что мы сможем полететь… да куда угодно. И те самые веретенообразные звездолеты, несшие доброе и светлое с командой ученых на борту, описанные советским фантастом Иваном Ефремовым, как и неземная Аэлита Алексея Толстого, становятся немного ближе и реальнее.

А пока можно помедитировать на Землю.