Внешкольная терапия: о фильме "Школа №3"

Внешкольная терапия: о фильме "Школа №3"
В фильме "Школа №3" Лизы Смит и Георга Женоискусство помогает героям и зрителям хотя бы отчасти избыть психологическую травму войны, считает кинокритик Сергей Васильев
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Из Николаевки в Берлин

Мировая премьера ленты состоялась этой зимой на 67-м МКФ в Берлине — в параллельной конкурсной программе"Generation" ("Поколение"). Тут "Школу №3" представили в секции "Generation 14plus", посвященной подросткам.

Фильм, основанный на историях 13 учащихся школы №3 восточноукраинского города Николаевка, пострадавшей во время военных действий на Донбассе, получил Гран-при секции и заслуженные комплименты членов жури. В своем решении они особо отметили, что в "Школе №3" авторы создали пространство доверия, позволившее обуздать язык войны и дать возможность юным героям максимально полно раскрыть себя перед зрителями.

Создали фильм немецкий театральный режиссер Георг Жено, плодотворно развивающий практику документального театра, и украинский кинорежиссер Лиза Смит, выпускница Киевского национального унвиреситета театра, кино и телевидения имени И.К. Карпенка-Карого, для которых "Школа №3" стала полнометражным дебютом.

Дебютом стал фильм и для исполнителей главных ролей, чьи жизненные истории легли в основу сценария и были разыграны ими. Свела их монологи воедино драматург Наталья Ворожбит. Ее пьеса "Моя Николаевка", которую в "Театре переселенца" поставили ученики школы №3, и стала тем плацдармом, на котором вырос документально-игровой фильм.

Из театра в кино

На этой неделе в широкий кинопрокат вышла украинская трагикомедия Владимира Лерта "Мир вашему дому!" по мотивам выдающейся пьесы "Поминальная молитва" Григория Горина. Этому фильму не вполне удалось преодолеть ощущение ходульной неестественности, нередко возникающее, когда театральное произведение неудачно переносят на экран. Авторы "Школы №3" осмотрительно решили театральной природы первоисточника не касаться вообще, но дополнить и расширить ее кинематографом.

Значительная часть фильма состоит из "театральных" монологов подростков, которые находятся в школе — один на один с камерой. Они осознают ситуацию съемки и связно рассказывают зрителям о своих мечтах и страхах, родном городе и семье, детстве и школе, планах на будущее и первой любви, чтобы перейти от этих личных историй к болезненным воспоминаниям, имеющим общественное значение, — о коротком времени войны на Донбассе, многое изменившем в их жизни.

Дополняют эти словесные индивидуальные портреты выпуклые и живые портреты групповые — сцены взаимодействия школьников между собой. Нередко они "заражены" неспешным ритмом жизни Николаевки — маленького города, который не представляет подросткам много возможностей для развлечений. Тягучее движение времени передают, в частности, долгие прогулок героев, наполненные разве что ветром, который шумит в микрофон.

Сцены, которые выводят "Школу №3" на природу, за пределы школьных помещений и кабинетов, более разнообразны, чем схематично организованные монологи. Это связано, как с творческими решениями режиссеров (к примеру, предложить одному из героев самому снять на камеру обзорную экскурсию школьными окрестностями), так и с особенностями характеров героев, которые вступают в живое взаимодействие друг с другом.

Терпеть и общаться

Герои могут быть смешными и предельно серьезными, наивными и не по годам взрослыми, делиться глубоко интимными переживаниями и реагировать на возникающие ситуации по-детски открыто и непосредственно. Их искренностью, подкрепленной документальным характером истории, "Школа №3" в первую очередь и заражает во время просмотра.

Ощущение непричесанной правды возникает даже в специально поставленных монологах. В этом — большая заслуга Натальи Ворожбит, которая помогла сделать текст героев отточенным и вместе с тем сохранила его живую, во многом неметафорическую природу. Собственно, яркий, точный, не по годам глубокий и сильный образ с уст героев фильма слетает лишь однажды, когда парень, рассказывая о приключившемся несчастье с велосипедом, говорит: "Так мы поломали "Украину".

Его слова звучат без кавычек, моментально выводя на авансцену глухое чувство катастрофы — войны, ворвавшейся в жизнь героев и всей страны, чтобы навсегда окопаться в памяти.

Именно наличие в основе "Школы №3" войны является той силой, которая стягивает истории подростков воедино. Потому что очень неспешный фильм, который длится почти два часа, нередко буксует, утопая в малоинтересных, обыденных подробностях жизни героев. Временами даже складывается ощущение, что авторы сознательно испытывают терпение зрителей на прочность, чтобы в тот момент, когда реплика "Ну, сколько можно..." будет готова сорваться с их уст, вернуть, наконец, главную тему картины на экран, в очередной раз показав, что боевые действия на Востоке Украины по-разному, но всегда больно коснулись героев.

В итоге, авторы дают возможность подросткам говорить об истинно важном наравне с малозначимым, через запятую, но одинаково искренне, лично. В этом внимании к ним проявляет себя истинно гуманистическая природа "Школы №3". А сам фильм открывает путь и для индивидуальной, и для коллективной душевной терапии — через терпение, сочувствие и диалог.