НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,35

42,30

EUR

44,40

44,15

Зачем современным детям гаджеты и Youtube

Могут ли дети и родители найти взаимопонимание в использовании смартфонов и планшетов

Мозг родителей современных детей чуть ли не ежедневно обрабатывает тонны информации о том, что гаджеты, компьютерные игры, видео на Youtube — это зло, которое хоть и неизбежно, но доступ к которому всенепременно нужно ограничить. За "обработку" родителей берутся самые различные категории — врачи-окулисты и психологи всех мастей, бабушки на лавочках и авторы порталов о ЗОЖ и сайтов а-ля "Как правильно воспитывать детей". Аргументы используются разнообразнейшие. Мой любимый, который я уже воспринимаю как мем, — #детистиваджобса. Информация всегда подается в таком виде, что раз уж такой матерый человечище как Джобс запрещал своим детям гаджеты, то уж мы-то просто обязаны отобрать у ребенка планшет, закрыть ему доступ на Youtube и посадить его на диванчик с книжкой или отправить на улицу с мячиком. Интересно, кем бы вырос сам создатель iPhone, если бы его родители придерживались такой же точки зрения? И, кстати, в чем достигли успеха дети Стива Джобса?

Аргументы, которые всегда приводят хейтеры гаджетов, более-менее понятны. Но не убедительны при ближайшем рассмотрении. Например, ухудшение зрения. Сейчас дети начинают пользоваться гаджетами еще даже не начав ходить, но увеличилось ли в разы количество детей, которые носят очки или которым они показаны? Наверное, статистику стоит спрашивать у Минздрава, но невооруженным взглядом кажется, что в классе обычной средней школы по-прежнему до 5 детей в очках либо они им прописаны. Ну и не стоит забывать, что на зрение влияет очень много разнообразных факторов — от наследственности до освещения на рабочем столе ребенка.

Гаджеты отупляют ребенка. Такой аргумент тоже достаточно часто встречается. Почему не отупляет ребенка мяч, который он пинает на улице? Или прослушивание попсы? Или какая-то монотонная работа? Как вообще вещи могут отуплять сами по себе?

Он все время проводит в компьютерных играх. А чем это плохо, если это в меру? Под мерой я лично подразумеваю, что у ребенка есть другие занятия и обязанности. Как вообще у современного подростка может появиться очень много свободного времени? Ну а если он за любимым делом проводит все свое свободное время — чем это так уж плохо? Точно вы не знаете взрослых, которые делают тоже самое? Взгляните в зеркало.

Может лучше стоит конструктивней подойти к этому вопросу? Например, ребенок может не просто играть в игры на смартфоне или планшете, а участвовать в чемпионатах по киберспорту. А, возможно, он захочет стать тестировщиком компьютерных игр? Или его на этой волне заинтересует программирование? Тут родителям стоит проявить креативность и помогать направлять интересы ребенка в полезное русло. Но при этом не забывать, что просто поиграть в компьютерные игры без какой-либо цели — это тоже нормально. Считайте это просто эффективным способом сбросить стресс, который присутствует в жизни современных детей в не меньшей мере, чем взрослых.

Что полезного дают ребенку гаджеты?

Мы, родители, ведь об этом всегда переживаем. О полезности. И это правильно. Вредного дети себе сами найдут. По моему скромному мнению, самая главная польза от всех электронных устройств в том, что они развивают в детях творческий потенциал. Например, любимая многими игра Minecraft. Игра, которая может показаться примитивной на первый взгляд, позволяет создавать из кубиков не просто каких-то человечков и домики, а отдельные миры. Причем скрупулезности и усердию у ребят, с которыми они кирпичик за кирпичиком создают свой проект, может позавидовать любой взрослый, пытающийся решить сложную рабочую задачу. Кстати, в одной из шведских школ ввели обязательные уроки Minecraft.

Еще одним трендом современности является видео. И тут детям тоже есть, где развернуться в плане креативности. Обзоры, влоги, пранки, вайны. Снимая видео для своих Youtube-каналов, ребята учатся придумывать контент, писать текст, работать с камерой и находиться в кадре, делать монтаж и обработку видео. Многие из них дадут фору большинству взрослых. И, кстати, разным рекламным и диджитал-агентствам уже сейчас стоит потихоньку присматриваться к таким детям как к будущим своим сотрудникам.

Гаджеты учат детей выстраивать коммуникации со сверстниками. Общение в мессенджерах с одной стороны кажется очень примитивным и зачастую вульгарным, но с другой — помогает подросткам общаться и "выпускать пар" в виртуальное пространство, не прибегая к кулакам в реале.

Как сделать, чтобы гаджеты не навредили?

Мое скромное мнение — искать ту самую пресловутую "золотую середину". Жизнь ребенка должна быть насыщенной и разнообразной. В ней должно быть место интересным книгам, театрам и кино, музеям и выставкам, путешествиям и походам, спорту. Театральные студии, музыкальные и художественные школы, секции плаванья и карате — все это должно быть доступно ребенку и присутствовать в его жизни, наполнять и развивать его личность. Тогда гаджеты будут просто частью этой жизни. В противном случае — они полностью будут заполнять пустоту ребенка и "спасать" его от скуки. Да, все это детям обязаны обеспечить родители. А как иначе? Родительство — дело добровольное.

Подытоживая, скажу. Вопрос разрешать детям гаджеты или нет — он так больше не стоит. Это как вопрос из разряда "светить солнцу или нет?". Присмотритесь к современным детям. Смартфоны и планшеты не просто их друзья, это неотъемлемая часть их жизни. "В смысле, там нет Wi-Fi?", — спросит подросток, которого отправляют к бабушке в деревню на лето. А как запостить в инсту лук с лопатой на огороде? А как залить на ютуб влог о деревенских приключениях? А как поиграть в любимую "игрушку" на смартфоне? Можно стать оппонентом ребенка и бороться с ветряными мельницами с негарантированным итоговым результатом. А можно, взяв гаджеты себе в помощники, стать ему другом и советчиком. It`s up to you.