Мнение: Проклятие победителя

Чтобы наглядно проиллюстрировать бизнес-логику и риски аукционов, профессор экономики Оксфордского университета Пол Клемперер часто предлагает студентам прямо на лекции купить у него небольшой контейнер с неизвестным аудитории количеством монет

Студенты по очереди называют свою цену, стараясь при этом не заплатить за контейнер больше, чем в нем окажется монет. Однако каждый раз, открывая купленный контейнер, победитель аукциона обнаруживает, что он переплатил и остался в убытке… Так профессор Клемперер иллюстрирует один из главных бизнес-рисков, связанных с аукционом, — риск переплаты, который имеет весьма живописное название: «проклятие победителя» (по-англ. winner’s curse). Что касается продавца, то для него главным риском является возможный сговор покупателей и, как результат, продажа по несправедливо низкой цене.

Профессору Клемпереру тонкости аукционов известны не только в теории. Именно он был автором системы, по которой проводился знаменитый тендер на 3G-лицензии в Великобритании в 2000 году. При изначальном количестве лицензий, равном количеству действовавших на британском рынке операторов, правительству в конечном итоге удалось продать пакет лицензий за рекордную сумму в 22,5 млрд. фунтов ($35,52 млрд.)! Казалось бы, чтобы поднять интерес к лицензиям и потенциальный доход от их продажи, правительству логично было бы уменьшить число одновременно продаваемых лицензий и тем самым создать искусственный ажиотаж. Однако британские аукционеры, наоборот, увеличили их число с четырех до пяти. В результате тендер привлек 13 национальных и зарубежных операторов, которые сражались 150 раундов в течение семи недель. На последующих продажах 3G-лицензий в других странах Европы именно этот формат применялся чаще всего.

Впрочем, в зависимости от конкретных целей европейских правительств иногда применялись и другие форматы. Например, Дания в 2001 году успешно использовала формат одновременного закрытого аукциона: участники тендера подали свои заявки в запечатанных конвертах, а лицензии достались покупателям, предложившим наибольшую цену. Такой формат сводит к минимуму риск сговора между участниками, дает больше шансов на победу менее крупным игрокам рынка, привлекает на рынок новых операторов из-за рубежа, а также заставляет крупных операторов платить больше из-за опасения проиграть. Выручка Дании от 3G-аукциона почти вдвое превысила прогнозированную сумму и составила 95 евро на душу населения. Другие скандинавские страны — Финляндия, Швеция и Норвегия — предпочли вообще не проводить аукционов, а распределили свои 3G-лицензии на конкурсах бизнес-планов. Такой способ распределения обычно называется конкурсом красоты (по-англ. beauty contest). Лицензии получают те компании, которые смогут предоставить наиболее эффективные бизнес-планы по использованию 3G-частот. По сравнению с аукционом у «конкурса красоты» есть и свои плюсы, и свои минусы. Среди главных недостатков — бoльшая субъективность выбора победителей, сложность контроля. Положительные стороны — более комплексный подход к определению достойных.

В целом успешные европейские конкурсы по продаже 3G-лицензий объединяет не форма их проведения. Общим является глубокий и тщательный анализ последствий, которые будут иметь различные сценарии распределения лицензий для будущего развития рынка страны. К примеру, вне зависимости от формата конкурса все европейские страны распределяли свои 3G-лицензии одновременно. При этом один участник тендера не мог получить больше одной лицензии, а игроки, представлявшие одного собственника, не могли вместе принимать участие в аукционе. Чтобы учесть все детали, британское правительство начало подготовку к своему 3G-аукциону еще в 1997 году, за три года до его проведения. Мы знаем, каким был результат. В Украине аукцион на 3G-лицензии, намеченный на 30 ноября, отложен. Так что операторам остается ждать новой даты, верить, что она не за горами и что государство тем временем прольет свет на ряд вопросов, которые пока оставались без ответа.

Тансу ЕЭН

главный исполнительный директор «Астелита» (ТМ life:))