Давайте дружить услугами

Генеральный директор "Датагруп" Александр Данченко о том, почему конкурентам выгодно объединяться

Рынок телекоммуникаций сейчас напоминает мне рукавичку из одноименной русской сказки, где рукавичка — это собственно рынок розничных интернет-услуг. При этом всех участников рынка уже перестают интересовать доли рынка, а наконец-то они начинают обращать свои взоры в сторону ARPU. Вот и разрывают нашу рукавичку в надежде оторвать себе кусок с большим количеством нулей. Только ресурс рукавички очень ограничен и практически уже исчерпал себя в том виде, к которому все привыкли.

Сейчас даже простому обывателю понятно, что в городах-миллионниках рынок интернет услуг уже перенасыщен, как следствие провайдеры из большой пятерки обратили свои взоры на областные и районные центры. Однако желание строить сеть не всегда совпадает с финансовыми возможностями. Получается замкнутый круг: компания инвестирует средства, строит сеть, привлекает абонентов за счет маркетинговых акций, которые не дают никакой прибыли, срок окупаемости проекта огромный, средств для дальнейшего развития нет. Именно поэтому на рынке розничного ШПД начиная с 2010 года было две огромные проблемы: отсутствие инвестиций и демпинг. И если с последним рынок кое-как научился справляться, то с поиском инвестиций пока что сложно… На этом сказка про рукавичку могла бы и закончится по всем известному сценарию: она бы порвалась и все остались бы ни с чем.

К счастью, участники рынка телекоммуникаций являются инновационными не только в технологиях, но и во взглядах на свое дальнейшее развитие. Успех рынка возможен только в консолидации и объединении продуктовых активов. И в этом ключе проблема рынка не только в возможном отсутствии инвестиций, а скорее в требовательности нашего потребителя. Уже прошли те времена, когда пользователь бегал от одного провайдера к другому в поисках более дешевого предложения. Сейчас основными критериями становятся качество услуги и широкий набор дополнительных опций. Пользователь становится законодателем моды.

2013 год становится переломным для рынка розничных телекомуслуг. Две компании, входящие в топ-5 крупнейших игроков розничного рынка ШПД, решили объединить свои продуктовые активы. Заметьте, речь идет только о конкретном продукте — интернет-телевидении IPTV. Некоторые СМИ сразу же использовали подмену понятий и написали, что компании сливаются. Нет! Ни в коем случае. В этом основная особенность. Ведь раньше как было? Хочешь лицензию на предоставление услуг телевидения в городе N., купил местного провайдера, у которого лицензия есть, и все. Здесь же партнеры объединили свои сильные стороны и дали пользователю продукт, который его интересует.

От такого сотрудничества однозначно выиграют все участники процесса: компании (расширение географии и портфеля услуг, увеличение абонбазы, увеличение ARPU) и пользователи, которые получат две услуги по одному кабелю.

Фактически, рынок давно готов к подобного рода сотрудничеству. Вопрос, наверное, состоит в извечном человеческом страхе перед чем-то новым и в амбициях, которые очень сложно побороть. Очень плохо, когда философия победителя перечеркивает на корню возможность развития. Намного проще оторвать себе кусок побольше, и охранять свою территорию. Лично я верю в победу тех процессов, которые начинают происходить на рынке. И пока многие не верят и говорят о невозможности развития в этом направлении, мы просто делаем и верим в победу!