Как сделать "генеральный план" для бизнеса

Хорошая прибыльность всегда определяется нехваткой чего-то

О том, почему делиться "историями успеха" не всегда выгодно, пишет в своем блоге для "Киевстар Бизнес" Дайджеста основатель Zakaz.ua Егор Анчишкин.

На мой взгляд, нет никаких секретов успеха — есть только рецепты неудач. Вот это и нужно изучать. А как раз о провалах никто не любит читать. Все хотят получить формулу успеха — и повторить ее. На самом деле, формула успеха — это знать много-много формул неудач и не повторять их.

Нужно иметь общий план сражения: как вы по-крупному собираетесь играть, когда "входите", когда будете "выходить", какие активы собираетесь наращивать, кто вас потом купит, как это зависит от экономического климата… Потому что даже если у вас есть прибыльный бизнес сегодня, то это еще ничего не гарантирует завтра. Ведь хорошая прибыльность всегда определяется нехваткой чего-то. А такая "нехватка" очень непостоянна: земли было много — стало мало, потребителей было много — стало мало… Все меняется. Единственное, что точно гарантировано — место в голове потребителя всегда будет ограничено. Поэтому если бренд в память многих людей успешно вписывает свое название, это дает ему хорошие шансы.

Когда у вас есть этот "генеральный план", то уже потом вы определяете внутри компании, какие у вас преимущества и как вы хотите достичь запланированного. Здесь, конечно, нужно знать массу вещей — и общие шаблоны, свою индустрию, разбираться в процессах — в общем, иметь хорошую подготовку.

Мне повезло, что моя подготовка сложилась случайно, но очень правильно. Хотя тоже было много пробелов. Например, я думал, что Соединенные Штаты — это такая прекрасная страна из фильмов, где все если не друзья, то хотя бы честные. Ну, вы понимаете, как я ошибся. Правда, то, что мы называем словом "кидали", в Америке происходит более предсказуемо. Тогда, когда переговорная сила не на вашей стороне. Просто нужно избегать оказываться в невыгодной позиции. Скажем, если вы — стартап и у вас денег на счету осталось на 2 месяца жизни, и вы разговариваете с венчурным капиталистом, и он у вас один — то вы попали. Если с предпринимателем это случается впервые, то он потом будет обижаться и говорить, что его инвестор кинул… На самом деле никто никого не кинул — все понятно, просто вы в заведомо плохой позиции, поэтому он вынет из вас душу и последнюю нитку. И только во время "выхода" — когда все побегут читать бумажки, которые подписали три года назад, искать в Википедии все эти термины — тогда только поймут, сколько денег должны отдать. Когда не за что нанять юристов, то надо в этом разбираться самому — а это часы и часы убитого времени. И даже если вы все прочтете в контракте и со всем разберетесь — в плохой переговорной ситуации у вас просто не будет времени обо всем поторговаться. Еще пример плохой переговорной позиции: стартапов на продажу три, а инвестор — один.