Мнение: Со злом нужно бороться экономическими методами

Для усиления борьбы с таким явлением, как коррупция, совсем недавно Верховной Радой Украины были приняты три нормативно-правовых акта:

Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции», Закон Украины «Об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений», Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за коррупционные правонарушения», которые  вступают в силу с 1 апреля 2010 года. Этими законами вносятся существенные изменения в действующее законодательство в сфере борьбы с коррупцией, а именно расширен субъектный состав лиц, которые привлекаются к ответственности за нарушения антикоррупционного законодательства, ужесточено наказание за совершение коррупционных действий и другие. Теперь за совершение коррупционных действий к ответственности могут также привлекаться юридические лица.

Однако принятые меры не смогут решить проблему коррупции, поскольку, чтобы решить эту проблему, нужно искоренить ее причину, а не ужесточать наказание за совершение правонарушения. Установление существенного наказания без одновременного применения других рычагов не даст ожидаемых результатов. Методы борьбы с коррупцией не должны и не могут быть только юридическими. Они, в первую очередь, должны носить экономический характер. Наличие ответственности за определенный вид правонарушения еще никогда и ни в какой стране мира не останавливало от совершения противоправного деяния.

Поэтому, по моему мнению, для преодоления или, по крайней мере, снижения уровня коррупции следует одновременно осуществить следующие действия:

Первое. Сократить многочисленный аппарат госслужащих — ведь как гласит один из основных законов Паркинсона, после достижения количества служащих определенной отметки эффективность их работы не повышается, а падает.  Второе. Увеличить заработную плату как минимум в несколько раз. Согласно практике цивилизованных стран мира, чем больше социальная роль и ответственность чиновника, чем шире его компетенция, тем выше его заработная плата. Однако в нашем государстве такой тенденции не прослеживается — в Украине ставка клерка, допустим, Секретариата президента Украины, с минимальным перечнем обязанностей может в несколько раз превышать ставку судьи суда первой инстанции, который должен вершить правосудие именем Украины. Таким образом отсутствует главный принцип соразмерности и адекватности. Данные Госкомстата говорят сами за себя — средняя заработная плата чиновника по состоянию на февраль 2009 года составляла 2123 грн. Каким же образом парламентарии хотят искоренить коррупцию, не повышая заработную плату? Третье. Внедрить принятые во всем мире принципы управления. И четвертое. Реальное применение санкций и предоставление публичности таким процессам.

Анна Огренчук

адвокат, управляющий партнер LCF Law Group