Нестандартное топливо

топливо
Юрий ЧЕРНОБРИВЕЦ
директор Института потребительских экспертиз
Вот уже семь лет проводим рейды по отечественным АЗС. Берем пробы, делаем анализы и хватаемся за голову: 35% топлива не соответствует никакому стандарту и качеству. На данный момент мы обработали 200 АЗС по семи областям Украины (Киев, Киевская, Харьковская, Херсонская, Николаевская, Одесская, Винницкая области). В рамках проекта мы занимаемся только бензином А-95. По нашим результатам, 49% топлива худо-бедно отвечает стандартам 2001 года (стандарт ДСТУ 4063:2001 предназначен для топлива украинского производства, в 2007-м были введены новые стандарты для импортного топлива, с более качественными показателями. — «ДЕЛО»), и только 17% отвечает нормативам Евро-4, Евро-5 (экологический стандарт топлива, введен в Евросоюзе в 2005 году. — «ДЕЛО»).  
Все пробы проверяются в лаборатории «Випробувальний центр паливно-мастильних матеріалів», она аккредитована при Автодорожном институте. По карте пробы мы получаем паспорт качества, это арбитражный документ, в котором есть все данные нашего исследования. На каждой станции мы берем по два литра топлива. Один литр уходит на собственное исследование, второй литр — это арбитражная проба, которая хранится в лаборатории. Соответственно, в случае каких-либо вопросов к нам от тех, кто не согласен с результатами исследования, мы предоставляем арбитражную пробу, они перепроверяют данные в любой другой сертифицированной лаборатории. Исследование одной пробы стоит 600 грн.
Самые грубые нарушения наблюдаются на одиночных АЗС. Так, на одной такой станции уровень бензола в топливе превышал 60%. По украинским стандартам, допустимая норма бензола — 5%, по европейским — 1%. Кроме того, в топливе украинского производства фиксируется граничная доля серы, так как ее уменьшение требует больших финансовых вливаний. Ситуация может дойти до крайностей, когда в Украине будет проходить Евро-2012. Представьте, иностранец заехал на АЗС, которая не принадлежит ни к какой сети, заправился, а через сто километров его машина стала.
Хуже всего с качеством топлива дела обстоят в Винницкой области. Лучше всего — в Одесской, видимо, это объясняется близостью Одесского НПЗ. Хотя, к слову, ни один НПЗ в Украине пока не может выдать топливо, соответствующее качеству Евро-4, кроме Одесского. Поэтому если мы перейдем на стандарт Евро-4 (Украина должна перейти на Евро-4 с начала 2011 года. — «ДЕЛО»), весь рынок превратится в плацдарм для импортных поставщиков. Думаю, что переход на новый стандарт состоится после 2012 года.
Что огорчает, украинский потребитель практически никак не может защититься от таких экономических преступлений. Для того чтобы подать иск на поставщика топлива, нужно взять пробу из бака, отвезти ее в какую-то сертифицированную лабораторию и с результатами анализа пойти в суд, это длинная бюрократическая процедура.