Это новое delo.ua. Cайт работает в тестовом режиме

Региональный управляющий «Атлант-М» Сергей Савицкий: Вся наша инвестиционная политика разделена на два направления. Это строительство автоцентров и их покупка

Региональный управляющий «Атлант-М» Сергей Савицкий рассказал, что в августе компания начнет продажи китайских внедорожников и пикапов, собранных ею совместно с корпорацией «АИС».

– Правда ли, что стартовый капитал вы получили, продав машину, а партнер — телевизор и видеомагнитофон?

– Было такое. Я продал еще и ковер. В то время мы работали в кооперативе, мыли окна, чтобы заработать стартовый капитал. Первое, что нам нужно было сделать — купить место на бирже. Мы взяли первый кредит на 25 тысяч рублей, я продал свою машину на бирже, Олег (Хусаенов. — «ДЕЛО») продал по объявлению магнитофон. Ковер отвезли на рынок. Одним словом, распродали все, что не было первой необходимостью.

– Доля в компании досталась справедливая? Ведь телевизор стоил дешевле машины?

– Там были не только машины и телевизоры, продали все, что можно было продать. Но это трудно назвать вкладом. Главным был командный дух. Сейчас, как и 16 лет назад, я являюсь совладельцем компании. Мне принадлежат 1/3 акций холдинга (33%).

– Так бизнес начинали вдвоем?

– Втроем. Это Игорь Мальгин и Олег Хусаенов, который ныне является генеральным директором «Атлант-М».

Я и два моих будущих партнера заканчивали институты, и необходимо было дальше продвигаться по жизни. Это был 1991 год, Советский Союз распадался. Мы зарегистрировали компанию — автомобильный дом «Атлант-М». А также создали брокерскую контору, купили места на биржах в Москве, Казани, в Тюмени и Минске. И через биржевую торговлю стали возить машины из Минска в Россию, из Беларуси в Россию, из России в Беларусь.

– Как возникла идея выхода на украинский рынок вашей компании?

– Немецкий концерн «Фольксваген» предложил открыть свое представительство в Украине. В главном офисе немецкого производителя были неудовлетворены работой компании «Интеркар Украина», которая являлась импортером VW в Украине. И за 3 миллиона дойчмарок мы купили это предприятие.

– В 2005 году вы заявляли об инвестициях в 100 миллионов долларов на развитие бизнеса в Украине. Как были освоены эти деньги?

– Вся наша инвестиционная политика разделена на два направления. Это строительство автоцентров и их покупка. За прошлый год мы приобрели только одно предприятие — «Атлант-Алексеевка» в Харькове. Идут подготовительные работы и строительство других объектов. Оформляются документы будущих участков под застройку. К 2010 году у нас запланировано открытие 14 автоцентров. В первую очередь мы ориентируемся на Киев, Харьков, Днепропетровск. Мы в этих городах уже представлены и пока не будем распыляться на другие регионы.

Что касается других марок авто, то сейчас мы ведем переговоры со всеми автомобильными импортерами по поводу продажи авто их марок нашей компанией. До 2010 года мы рассчитываем построить десять автоцентров в Киеве. В этом году мы планируем завершить строительство еще одного автоцентра в Харькове.

– Предпочтения — покупать готовые автоцентры или строить с нуля?

– По срокам проще и быстрее купить готовое предприятие, но оно нам обойдется, безусловно, дороже, чем строить самостоятельно. Постройка с нуля из расчета на один квадратный метр стоит около тысячи долларов. Это без земельного участка, коммуникаций — только возведение здания. При площади автоцентра 4 тысячи квадратных метров его стоимость составит 4 миллиона долларов плюс оформление земли и проведение коммуникаций.

– Есть информация, что у вашей компании возникали сложности с выделением участков под строительство автоцентров.

– Это не только проблема у «Атлант-М». Такая ситуация сложилась в целом на рынке земельных ресурсов. В Киеве свободной земли практически нет, к тому же земельный рынок столицы не очень прозрачный и все ресурсы на нем уже поделены.

– Ваша компания сейчас представляет в Украине четыре китайские марки автомобилей. Не считаете, что покупатели относятся с предубеждением к китайским машинам?

– Китайский автомобиль — это рациональный выбор. В этом случае не надо переплачивать за стоимость бренда, к тому же этих авто в Украине не так уж и много.

– Сколько понадобится времени на раскрутку китайского бренда?

– Думаю, 2007 год будет первым, когда китайцы станут заметны на улицах украинских городов. В прошлом году объемы продаж этих авто у нас не превышали 40 машин в месяц. Сейчас же мы продаем 150-200 «китайцев». Инвестиции в китайский проект составляют около 10% инвестиций холдинга в Украине.

– «Атлант-М Китайские автомобили» совместно с корпорацией «АИС» организовывает свою сборку китайских внедорожников и пикапов. Когда будет открыто это производство, сколько машин в год вы планируете выпускать?

Наша компания подписала контракт с корпорацией «АИС» о совместной сборке автомобилей GREAT WALL, на базе Кременчугского автосборочного завода, который принадлежит нашим партнерам. В свою очередь, «Атлант-М» займется дистрибуцией автомобилей. Уже на прошлой неделе пришли первые СКД-комплекты, а в августе-сентябре начнутся продажи самих авто. В этом году планируется собрать на заводе около 700 машин.

– Что подтолкнуло компанию к сотрудничеству с другими автодилерами в Украине?

– Мы планируем строительство в Киеве двух автоградов, где мы бы хотели, чтобы были представлены, помимо марок авто, продаваемых нами, еще другие автомобильные бренды.

– Сколько денег в этот проект будет инвестировано и где будет расположен этот автоград?

– Он будет находиться на Бориспольском шоссе и будет в себя включать 7 автоцентров. Первый автосалон мы планируем открыть уже в первом квартале 2009 года, а общая сумма инвестиций составит около 50 миллионов долларов в виде прибыли компании и заемных ресурсов.

– Ваша компания планирует к 2010 году выйти на IPO. Сколько акций продаст «Атлант-М»?

– Какой именно пакет акций будет выставлен на продажу, станет известно ближе к размещению наших акций на бирже. Но это будет не меньше 25%. На данном этапе нам необходимо освоить в Украине около 100 миллионов долларов. В целом по компании, к 2010 году эта сумма составит 250 миллионов долларов. К тому времени, когда мы выйдем на IPO, оборот наших средств в Украине должен быть порядка 1,5 миллиарда долларов в год. В этом году мы рассчитываем достигнуть показателя в 500 миллионов долларов.

– Что повлияло на ваше решение разместить свои активы на бирже?

– К 2010 году мы хотим открыть около 100 автоцентров на трех рынках — в Украине, России, Беларуси — и довести стоимость компании до 1 миллиарда долларов. В прошлом году мы были на этапе размещения облигационного займа в России и в Украине. В этом году мы планируем сделать частное размещение, что предусматривает частичную продажу акций компании финансовому инвестору. Сейчас ведется подготовка к размещению акций на лондонской бирже. Но это не значит, что мы их там будем размещать, просто это даст нам возможность для выхода на варшавскую, московскую и другие биржи.

– В прошлом году многие автодилеры ошиблись в прогнозах роста развития авторынка в стране, в результате возник дефицит импортных машин в стране. Какая ситуация в этом году?

– Сейчас ситуация немного стабилизировалась, но очереди в автосалонах все равно есть. И ошибка тут, в первую очередь, не импортеров. Все связано с теми объемами машин, которые завод-производитель готов поставлять в страну, а эти цифры составляются на 3-5 лет вперед. Есть и другие ограничивающие факторы, иногда непланируемые. Так, в прошлом году работники завода в Памплоне бастовали, и поэтому планы поставок авто были сорваны.

– Как отразится на украинском автопроме вступление Украины в ВТО?

– Этот процесс повлечет за собой небольшие изменения на рынке. Но чем позже мы войдем в ВТО, тем меньше места и роли у нас в этой организации будет. Возможно, изменится регулирование ввоза автомобилей, но кардинально рынок не изменится и банкротств отечественных предприятий не предвидится. Планируется, что в этом году будет потрачено около 6 миллиардов долларов на покупку автомобилей в стране. Я не думаю, что после вступления Украины в ВТО будет потрачено меньше денег.

– Ели бы вы были гражданином Украины, то было бы у вас желание баллотироваться в народные депутаты?

– Такого желания нет, ведь я себя еще не реализовал как бизнесмен. А совмещать политику и бизнес — это достаточно трудно. Поэтому либо ты бизнесмен, либо политик.

– Неужели не интересуют изменения в законодательстве нашей страны?

– Интересуют. И даже очень. Но любые изменения в законодательстве мы лоббируем через Всеукраинскую ассоциацию импортеров и дилеров, членом которой является компания «Атлант-М».