"Сами с усами" или Как выбрать внешних помощников для развития бизнеса?

Преподаватели, менторы, коучи, консультанты… Кто все эти люди, Карл? И как найти по-настоящему адекватных и полезных?

В одной из славянских эмигрантских групп увидел вот такой текст, который и послужил основной мотивацией для статьи: "запрещены посты, связанные с гаданием (любой формы), ясновидением, магией, исцелением, КОУЧИНГОМ, зарабатыванием денег сомнительного характера и другие посты подобной тематики".   Дожились. Воспринял как личное. Работа многих достойных людей, которых знаю, и моя деятельность были приравнены к "сомнительному характеру зарабатывания денег" и "гаданию любой формы". Эх... :) Вместо того чтобы потроллить тех, кто это написал (понятно, что от  ̶н̶е̶в̶е̶ж̶е̶с̶ незнания), высказываю аргументированную точку зрения — какие виды партнеров и помощников для бизнесов бывают, чем отличаются. И как снизить риск ошибки и выбрать тех, с которыми вы и ваш бизнес станете эффективнее. В любом бизнесе всегда есть альтернатива — развиваться с помощью внутренних ресурсов, знаний и компетенций или привлекать внешних специалистов. Оба варианта имеют право на существование, свои плюсы-минусы, конкретные потребности, ситуации и этапы развития бизнеса, в которых актуальны.  Если развиваться самим — где искать недостающие знания и умения? Можно читать книги, изучать любую информацию в интернете, спрашивать совета в своем окружении, ходить самим или отправлять сотрудников на специализированное обучение. А можно и взять на проект специалиста(ов), которые, имея опыт подобных проектов, предложат быстрый апгрейд системы, сэкономив важнейший ресурс компании — время. Базовым основам любой сферы можно реально научиться самим, используя открытые и бесплатные источники. Я сам так делаю, когда мне нужно. Ведь можно же научиться менять перегоревшую лампочку в фаре практически любого автомобиля, правда? Стоит посмотреть несколько роликов в Youtube. А вот провести компьютерную диагностику, почистить инжектор или (усложняем) провести ремонт двигателя не сильно-то по ютубу и получится, обращаемся к специалисту. Попробовать можно, потом будет как в одесской рекламе "Мы отремонтируем то, что починил ваш муж!". Все то же самое и с бизнесом — "в этом мире возможно все, пока это не надо делать своими руками". Любая из сфер видится только верхушкой айсберга, пока не копнете глубже :) По моему опыту есть смысл в привлечении внешнего специалиста/компании, если: ➡️ бизнес растет настолько быстрыми темпами, что ранее эффективное ручное управление и обязанности в стиле "все делают всё" перестают работать, и ситуация выходит из-под контроля собственника ➡️ у владельца бизнеса есть осознанное намерение сделать качественный рывок в бизнесе, выведя его на следующую ступень организованности, эффективности и результативности ➡️ необходимо выполнить сложную задачу единоразово, и ради неё нет смысла держать человека с соответствующими знаниями в штате. К таким задачам, например, в маркетинге могут относиться маркетинговая стратегия, позиционирование брендов, разработка продукта или же создание целостной системы маркетинга с нуля ➡️ необходимо выполнить задачи / изменения, для которых нет соответствующих навыков и компетенций у предпринимателя, внутри самой компании ➡️ иногда — устами внешнего партнера донести до руководства и персонала свои предложения и идеи, ибо "нет пророка в своем отечестве" Главное понимание, которое должно остаться после данного материала — все описанные виды взаимодействия не хорошие и не плохие. Они — всего лишь наборы методов, инструментов, техник. Качественными или некачественными их делают люди, которые используют. Простое сравнение — атомная энергия — хорошая и плохая? Правильный для меня ответ — нейтральная, это всего лишь явление природы. А дальше одни люди с ее помощью научились отапливать дома, а другие — создавать бомбы. Для простоты давайте разделим потенциальных партнеров на несколько групп (моя субъективная систематизация, хотите глубже — вам в Wikipedia):

1. Преподаватели 2. Менторы/наставники, и как их подвид — коучи 3. Консультанты
В максимально простых кодах разница в этих ролях примерно такова: Преподаватель: в типичных ситуациях надо делать так и так. Вот вам домашнее задание. Поняли? Теперь идите и делайте! Ментор: давайте вместе подумаем, как стоит поступить в данной ситуации? Какие видите варианты действий, альтернативы? Какие считаете наиболее эффективными? В моей практике были еще вот такие кейсы. Какую выберете вы для своего бизнеса? Консультант: я всех опросил, выслушал, проанализировал, добавил свой опыт, и вот вам мое решение: вам надо делать это и это. Перефразируя известную поговорку, преподаватель "учит, как удить рыбу", консультант ее "ловит и готовит" для вас, ментор же посередине — и учит, и сопровождает при первой ловле.  Лично для меня логика менторства после 20 лет в бизнесе наиболее эффективна — баланс между вовлеченностью внешнего специалиста, его опытом, участием и рождением решения/плана действий внутри того бизнеса, который он сопровождает. Говорю это как человек, побывавший на обеих сторонах — и как заказчик со стороны больших бизнесов в недавнем прошлом, и как ментор в сфере маркетинга и стратегии бизнеса в настоящем.  Преподаватель часто недостаточно вовлечен в конкретную ситуацию: "Я вам рассказал, как правильно, дальше сами". Консультанты часто дают решение извне, которое потом не будет принято и реализовано внутри компании. А самый идеальный кейс, который редко встречается, называю "три в одном" — когда в проекте с внешним партнером есть элементы обучения, менторства и профессионального консалтинга. Всегда помните, что приемлемое для вас решение найдете только вы сами!

Десять моих рекомендаций по подбору эффективных внешних партнеров

1. Всегда помните, что успех/провал взаимодействия — ответственность обеих сторон. И поэтому будьте готовы о любом из потенциальных помощников найти противоположные отзывы — от восторженных до негативных. Впрочем, как и о вашем бизнесе от ваших клиентов, да? :) 2. Задача внешнего партнера — задать вектор и план изменений. Скорость и последовательность их внедрения зависит от владельца, ТОП-команды и компании-заказчика в целом. Чем больше в проекте участия и поддержки внутри компании, тем быстрее начнут проявляться первые результаты 3. В начале поиска попросите рекомендацию у круга людей, которым доверяете. Будет хорошо, если посоветуют тех, с кем сами работали, остались довольны и получили результаты 4. Дополните личные рекомендации простым поиском в Google, изучением обзоров, рейтингов, блогов. Но помните, что качественные услуги самих консультантов и их хорошее SEO продвижение на первую страницу Google — не одно и то же 5. Составьте short-list компаний/людей, которые заинтересовали, изучите их сайты, активность в социальных сетях (и личные, и на страницах/группах компаний). Посмотрите, как ведут каждодневное общение, найдите отзывы клиентов 6. Начните общение с "финалистами" с вашего запроса, предварительно написав хотя бы в общей форме ваши пожелания/ожидания от проекта. В идеале сделайте хороший бриф (в интернете множество шаблонов) с информацией о вас, предысторией, целях-задачах, ожиданиях, KPI, сроках и других аспектах желаемого проекта 7. В процессе общения обращайте внимание на ➡️ Совпадение ценностей и взглядов на ведение бизнеса. Если нет совпадения, шансы на эффективность снижаются — не сможет "агрессивный" помощник помочь "доброму" владельцу (и наоборот) ➡️ Опыт и кейсы экспертов в нужной вам сфере и отрасли бизнеса ➡️ Заинтересованность в вас как в клиентах ➡️ Быстрота и качество диалога, ответов на вопросы, подготовки документов ➡️ Ненавязывание своего мнения как единственно правильного, рекомендация альтернатив  ➡️ Культура, вежливость и грамотная речь 8. Как возможное дополнение, попросите контакты бывших или текущих клиентов, получите от них обратную связь, мнения и рекомендации 9. Перед стартом проекта четко определите, пропишите (ключевое слово!) и согласуйте "правила игры" проекта — цели, задачи, границы и ожидаемые результаты. Это позволит потом оценить результат проделанной работы и принять логические решения в случае вопросов от любой из сторон или трансформации проекта 10. Разделите длинный проект на небольшие этапы (спринты), каждый из которых имеет короткий срок реализации, понятный объем работ и результат. Оплату услуг тоже удобно привязать к такой логике. Не советую делать большие предоплаты, особенно когда делаете первый проект с новыми людьми И, конечно, всегда важна та самая "химия" между людьми, которым друг с другом просто, открыто и интересно общаться. Самое эффективное взаимодействие строится только на принципах win-win и взрослого, уважительного партнерства. Всем нам — осознанного развития!